От «малых стран» к Ферручо Бузони
13 ноября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Часто ли нам приходится сталкиваться с парадоксом, когда имя композитора у всех на слуху, а с творчеством знакомы лишь единицы, причем преимущественно из специалистов?.. Об одном из таких рассказывает Александр Журбин. Речь идет об итальянском композиторе, пианисте и педагоге Ферручо Бузони…
Александр Журбин: «...Говоря о стиле Бузони, можно заметить, что, с одной стороны, он нам открывается как композитор в высшей степени традиционный — особенно если вспомнить его современников, таких как Стравинский, Шенберг, Барток, Хиндемит и многих других. На их фоне Бузони пишет очень традиционно; но при этом его стиль иногда незаметно мутирует — становится жестким и диссонансным.
Бузони очень надеялся на то, что мир всей душой примет его музыку, особенно оперу «Фауст», в которую композитор вложил всю свою человеческую энергию. Он искренне хотел, чтобы это произведение стало любимо всеми. К сожалению, ничего подобного не произошло — мир не принял творения Бузони. За все время с 1924 года эта опера была поставлена не более десяти раз, выдерживая не более двух-трех представлений. Средний любитель оперы не находит в детище Бузони любимых сердцу примет — красивых мелодий, эффектных арий, душещипательных ситуаций. Вместо этого — долгие философские дискуссии, которые были бы уместны скорее на какой-нибудь университетской кафедре, а не в оперном театре…»
В фокусе программы — большие надежды и концептуальное фиаско композитора Ферручо Бузони…