Датский брамсианец — Карл Нильсен
30 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Много ли мы знаем композиторов родом из Дании? Пожалуй, нет. Однако есть среди них один, который, по мнению Александра Журбина, определенно заслуживает нашего внимания. Речь идет об основоположнике современной датской композиторской школы — Карле Нильсене…
В творческом наследии композитора Карла Нильсена шесть симфоний, три концерта, две оперы, а также множество сочинений камерных инструментальных жанров и большое собрание песен. Среди всего выделяются шесть симфоний — это главный жанр в творчестве композитора, наиболее полно раскрывающий эстетические позиции Нильсена, его видение мира. От симфонии к симфонии можно проследить творческую эволюцию авторского стиля, выявление его характерных особенностей. Симфонии Карла Нильсена Четвертая — Неугасаемая (1916) и Пятая (1922) по всеобщему признанию относятся к лучшим образцам этого жанра, созданным в ХХ столетии.
Для композиторского стиля Карла Нильсена характерно новаторское отношение к тональности, при котором заключительная стадия всегда есть результат движения к тональному центру через ряд ладовых конфликтов и их разрешений. Таким образом достигается — с поразительной естественностью и тонкостью — качество так называемой «прогрессирующей тональности». Можно сказать, что композитору удалось раскрыть уже неиспользованные ресурсы тонального письма в эпоху, когда многим из его современников оно представлялось отжившим свой век.
Александр Журбин: «...Музыкально Карл Нильсен — очень яркий, глубокий композитор. При этом его мелодии всегда построены на каком-то скандинавском фольклоре — финском, норвежском, датском. Очевидно, что его музыка базируется на этих прекрасных, иногда немного грубоватых оборотах. А еще названия — здесь Карл Нильсен был настоящим изобретателем. Вот, к примеру, как называются части Второй симфонии композитора: I. Allegro collerico — II. Allegro comodo e flemmatico — III. Andante malincolico — IV. Allegro sanguinoso. Внимательный читатель и слушатель заметит, что они названы по четырем типам темперамента. Неудивительно, что и сама симфония носит такое же название — „Четыре темперамента“.
Любопытно, как мог бы звучать холерик или сангвиник в музыке? Слушайте программу Александра Журбина, посвященную симфониям Карла Нильсена, и узнаете…