Ренессанс английской музыки в лицах
23 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Английскую тему в программе Александра Журбина продолжают значительные имена британской композиторской школы — Густав Холст и Ральф Воан-Уильямс…
Александр Журбин: «...Великобритания относится к когорте так называемых „малых стран“, поскольку с академической музыкой там всегда были проблемы. Немцы даже называли Англию „землей без музыки“. Казалось бы, такая значительная страна, которая дала мировой цивилизации, быть может, даже больше, чем все остальные страны вместе взятые. Тем не менее, в английской академической классической музыке после великого Генри Перселла, который жил во второй половине XVII века, наступило гробовое затишье, которое продолжалось несколько столетий. Ни одной крупной фигуры вплоть до начала ХХ века в английской музыке не появлялось…»
Несмотря на то, что британцы Густав Холст (1874-1934) и Ральф Воан-Уильямс (1872-1958) на фоне нарождающейся в Европе новой музыкальной эстетики, в первую очередь отразившейся в музыке композиторов нововенской школы и неоклассицизма, выглядели не столь впечатляюще, именно с их именами (особенно Воана-Уильямса) в британской истории связан так называемый период «английского музыкального ренессанса».
Обоих композиторов связывала взаимная многолетняя дружба, неудивительно, что и их художественные воззрения во многом оказались схожи. Восстановление национальной композиторской школы они видели в возрождении английского музыкального фольклора, народной песни и традиций мастеров XVI–XVII веков.