Великолепный Жак Оффенбах
2 октября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин вновь обращается к фигуре отца-основателя классической оперетты Жаку Оффенбаху — но на этот раз не в поиске различных стилей, а с тем, чтобы поговорить о серьёзной музыке несерьёзного француза, которая сама по себе стала «музыкальным перекрёстком» в творчестве композитора…
Александр Журбин: «...Напомню радиослушателям, что наш сегодняшний герой — Жак Оффенбах — родился в 1819 году: еще был жив Бетховен, Шуберт был совсем молод, а до рождения Брамса оставалось целых четырнадцать лет. Но почему-то всегда кажется, что Оффенбах жил позже, и его творчество относится к концу XIX века. Я объясню, почему возникает такое ощущение — как правило, композиторы XIX века творили и „лёгкую“, и серьёзную музыку параллельно — без каких-либо ограничений. Они толком даже не разделяли музыку по степени её серьёзности. Скажем, в творчестве Моцарта превосходно уживались серьёзные мессы и большие симфонии с шутливыми серенадами и дивертисментами. У Бетховена мы также найдем массу легкомысленных экосезов и песенок — вспомнить хотя бы его „Застольную“. Шуберт тоже помимо прочего писал незатейливые лендлеры и вальсы. И так весь XIX век, включая Брамса, Листа, Берлиоза — все они писали музыку в разных стилях, но, скажем так, „по горизонтали“ — то есть чередуя. Например, у Брамса рядом с „Венгерским танцем“ может соседствовать Четвертая симфония, или Второй фортепианный концерт — музыка в высшей степени серьёзная. Но Оффенбах был, пожалуй, первым из них, кто сделал сознательный выбор и стал неприкрыто заниматься исключительно „лёгким“ жанром…»
А мог ли «король оперетты» Жак Оффенбах писать серьёзную музыку? Этой программой Александр Журбин дает однозначный ответ…