Композиторы французской «Шестёрки»
18 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Размышляя о новаторской французской музыке начала ХХ века, Александр Журбин говорит о знаменитой «Шестёрке» — группе французских композиторов, объединившихся под эгидой Эрика Сати и Жана Кокто…
В «группу Шести» (Les Six) входили: Луи Дюрей (самый старший), Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Жорж Орик (самый молодой), Франсис Пуленк и Жермен Тайфер. Название группе дал музыкальный критик Анри Колле по аналогии с «пятёркой» (Les cinq), как во Франции было принято называть композиторов «Могучей кучки». Статья Колле называлась «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати» (фр. Les cinq russes, les six français et M. Satie).
Смысл аналогии был в том, что композиторы «Шестёрки», как и русские композиторы полувеком раньше, заявляли о своём намерении отстаивать национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний — в данном случае, против позднего вагнерианства и шёнберговской атональности. Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, а также воинствующее неприятие музыкального импрессионизма.
История создания: Композитор Эрик Сати не без оснований считался старшим товарищем и идейным вдохновителем «Шестёрки». В 1918 году именно он намеревался создать под своим руководством группу композиторов, которая должна была называться «Новые молодые» (фр. Les Nouveaux Jeunes). Так, ещё в июне 1917 года (почти за четыре года до манифеста «Шестёрки») под эгидой Эрика Сати в Париже состоялся совместный концерт, включавший в себя сюиту из балета «Парад» (Сати), фортепианное трио Жоржа Орика и «Колокола» Луи Дюрея. В разных комбинациях имён и сочинений такие концерты происходили регулярно. Однако затем разнообразные личные обстоятельства и конфликты этому помешали, и роль идейного вдохновителя молодых композиторов перешла к Жану Кокто, который, по мнению некоторых специалистов, и инспирировал статью Колле. При этом практически все члены группы «Шести» неоднократно в своей жизни заявляли о некоторой условности этого объединения, сделанного в чисто рекламных, газетных целях. Так, по чистой случайности в группу не были «посчитаны» Жак Ибер или Ролан Манюэль, молодые композиторы, очень близкие по духу к «Шестёрке» и Эрику Сати, которые неоднократно выступали вместе с ними в общих акциях и концертах и состояли в приятельских отношениях.
Александр Журбин предлагает познакомиться с музыкой композиторов «группы Шести», и посмотреть, кто из них действительно музыкально оригинален и интересен, а кто оказался здесь по чистой случайности…