На излете французского романтизма…
4 сентября 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как и было обещано, новый сезон в программе «Музыкальные перекрёстки» открывают французы. Эммануэль Шабрие и Эрнест Шоссон — современники Дебюсси, Равеля и Сати — были далеко не первостепенными композиторами своего времени. Чем же они могут нас заинтересовать?..
«Стилистический переворот во французской музыке, который пришелся на рубеж XIX и XX веков, произошел в творчестве не главных композиторов, а авторов второго ряда», — убежден Александр Журбин.
Юрист по образованию и по служебной деятельности, Эммануэль Шабрие с юных лет увлекался живописью и музыкой. Его необыкновенные способности открыли ему дорогу в художественный мир. Среди его друзей были композиторы Сен-Санс, Массне, художник Мане, он входил и в круг музыкантов, объединившихся вокруг Цезаря Франка. Его эксцентричная личность, как и его творчество, составляла вызывающий контраст с «академиками» консерватории, религиозными романтиками и эстетами, пролагающими путь импрессионизму. Поток его шуток и экспериментов был, казалось, нескончаем. Шабрие слыл мастером буффонады, необычных гармоний и оригинальных модуляций.
Как лишь немногие композиторы, он был восприимчив ко всем изменениям в музыке быта, ко всему, что звучало вокруг — на улице, в кафешантане, в цирке. Нарождалась новая эстетика, новый музыкальный язык, новые приёмы, которые найдут свое преломление даже в столь далеком произведении, как «Петрушка» Стравинского, где тоже звучала музыка улицы.
Имя французского композитора — современника и творческого единомышленника Шабрие Эрнеста Шоссона сегодня также почти неизвестно широкому кругу слушателей. Будучи богатым и респектабельным человеком с мягким характером и прогрессистскими взглядами, Шоссон во многом явился связующим звеном между противоборствующими музыкальными группировками Парижа конца XIX века. Как убеждённый вагнерист, он противостоял самым рьяным ретроградам Академии и поддерживал в лице Дебюсси и Сати такие зарождающиеся новаторские течения как импрессионизм.
Эрнест Шоссон прожил недолгую жизнь и написал не так много сочинений, но оставил по себе добрую память и занял прочное место в истории французской музыки. В своем творчестве он был скорее не новатором, а завершителем, который как бы подводил итоги и ставил черту позднеромантического стиля и доводил до тонкого совершенства искусство своих предшественников. В своих произведениях он был чужд крайностей и эмоциональных всплесков, неизменно отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме. Его музыка занимает своё особое историческое место между драматическим, проникнутым мистикой романтизмом Вагнера и Франка и воздушным импрессионизмом Дебюсси.