Алекс Росс: «Дальше — шум. Слушая ХХ век»
19 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
На русском языке выходит книга уважаемого музыкального критика журнала «New Yorker» Алекса Росса, посвященная музыке ХХ века. На американском рынке издание тут же стало бестселлером. Теперь очередь дошла и до России. Слушатели радио «Орфей» одними из первых знакомятся с сенсационной книгой Росса, которую в программе «Музыкальные перекрестки» представляет Александр Журбин…
В Америке книга «Дальше — шум. Слушая ХХ век» (The Rest Is Noise: Listening to the Twentieth Century) вышла в 2007-м году — и тут же оказалась оценена как критиками, так и читателами: она была среди лидеров продаж в non-fiction, вместе с тем попав в большинство списков лучших книг сезона. Секрет прост: Алекс Росс написал историю академической музыки XX века, читать которую интересно не только академикам.
По мнению Росса, противопоставление «классической» и «поп» музыки больше не имеет никакого смысла. «Бьорк — пишет Росс, — современный поп-музыкант, но на нее оказал сильнейшее влияние классический репертуар ХХ века, с которым она познакомилась в музыкальной школе: электронные пьесы Штокхаузена, органная музыка Мессиана, духовный минимализм Арво Пярта». Разделительную черту трудно провести даже между музыкой и не музыкой, — утверждает Алекс Росс. Книга получилась разножанровой, насыщенной и чрезвычайно интересной — в нее вошли и биографии, и музыковедческие пассажи, и политика, и воспоминания самих участников процесса.
В программе Александр Журбин делится своими впечатлениями от книги Алекса Росса:
«...Надо сказать, что среди многих книг о музыке, которые я в своей жизни читал, книга Алекса Росса резко выделяется совсем другим уровнем языка, изложения, эрудиции. Есть книги о музыке — назовем их академические — где превалирует непосредственно музыковедение (специальные термины, нотные примеры и т. д.); такие книги предназначены для специалистов, их читают именно музыканты. Есть и другие книги — назовем их научно-популярные — где много подробностей из жизни, биографии, разные околомузыклаьные рассуждения, а порой даже и сплетни; эти книги адресованы любителям музыки и слушателям в широком смысле этого слова. И те, и другие книги, безусловно, нужны, и среди них бывают равно как хорошие, так и плохие. А вот книга Алекса Росса удивительным образом сочетает в себе оба этих типа. Когда необходимо, он смело „ныряет“ в серьезное музыковедение, называя тональности и аккорды, анализируя форму, полифонию и оркестровку, причем всегда тонко, изящно, не погружаясь в академическую рутину. При этом данный анализ сочетается у него с очень широким взглядом на всю культуру — на цивилизацию в целом; здесь он приводит колоссальное количество сведений — от античности до современности, от философии до поэзии, литературы, науки и др. При этом автор умудряется рассказывать массу анекдотов про великих композиторов — любопытных случаев из жизни, и это делает чтение поистине незабываемым. Мне кажется, что эту книгу без преувеличения можно смело назвать энциклопедией жизни ХХ века, причем не только западной жизни, но восточной, латиноамериканской, да и нашей совесткой…»
На русском языке книга вышла в издательстве Corpus в переводе Михаила Калужского и Анны Гиндиной.