Музыкальные мистификации

12 июня 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин размышляет о мистификациях. Но прежде чем говорить о мистификациях в музыке, обращается к соседнему искусству — литературе…
Литературная мистификация — произведение, приписываемое действительным автором автору иному (реальному писателю, вымышленному лицу, лицу действительному, но не написавшему его) или выдаваемое за произведение «народного творчества» («Поэмы Оссиана» Джеймса Макферсона). Мистификация по природе своей является орудием литературной полемики и политической сатиры, часто использующей пародию. Однако ряд мистификаций, задуманных несомненно как пародические, в литературной практике воспринимались как произведения «серьёзные» («Театр Клары Газуль» и «Гузла» Мериме, в которых пародируется «местный колорит» романтиков). (По материалам Википедии)
________________________________________________________________________________________
Еще в XVI веке великий Эразм Роттердамский с горечью сетовал на то, что нет ни одного текста «отцов церкви», который можно было бы безоговорочно признать подлинным. А в самом конце XVII века ученый иезуит Ардуин выступил в своей книге «Chronologiae ex nummis antiquis restituae, specimen primum» с любопытной теорией: он доказывал, что античному миру принадлежат только Гомер, Геродот, Цицерон, Плиний, «Сатиры» Горация и «Георгики» Виргилия. Что же касается остальных произведений древности и, между прочим, «Энеиды» и «Буколик» Виргилия, «Од» и «Ars poetica» Горация — все они созданы в ХIII веке нашей эры. Доказательства ученого иезуита в свое время были легко опровергнуты, но едва ли найдется хотя бы один исследователь, который станет утверждать, что дошедшие до нас классики Греции и Рима не изуродованы переписчиками.
Однако если в литературе мистификация зачастую носила политический характер и нередко была обусловлена коммерческим интересом, то в музыке все было не столь однозначно, а всякого рода фальсификация воспринималась прежде всего как акт художественного самовыражения.
Какие же музыкальные мистификации известны нам на сегодняшний день? Например, «Лютневая музыка XVI–XVII веков», авторство которой приписывается питерскому гитаристу Владимиру Вавилову, или, скажем, знаменитое Адажио Альбинони, написанное на самом деле итальянским композитором и музыковедом, биографом и исследователем музыки Альбинони — Ремо Джадзотто. Австрийский скрипач ХХ века Фриц Крейслер среди прочего прославился тем, что сочинил немало подделок, которые приписывал знаменитым композиторам прошлого. А советский композитор Михаил Гольдштейн придумал целого автора, никогда в действительности не существовавшего — украинского композитора Николая Овсянико-Куликовского, чья Симфония № 21 стала настоящим музыкальным манифестом советской культурной идеологии.
Почему порой люди творчества прикрываются чужими именами? Что это — эксперимент, провокация, жажда славы? О мистике музыкальных мистификаций размышляет Александр Журбин…

Последние выпуски программы

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Русалка», «Любовный напиток», «Князь Игорь»

Александр Журбин продолжает делиться тем, что он увидел на сцене «Метрополитен-опера». В передаче вас ждут: «Русалка» с бесподобной Рене Флеминг, «Любовный напиток» со звездной Анной Нетребко и главная премьера сезона — «Князь Игорь» Дмитрия Чернякова…

Новинки и хиты «Метрополитен-опера»: «Вертер», «Летучая мышь»

Александр Журбин посвящает передачу своим свежим музыкальным впечатлениям, которые на этот раз всецело связаны с оперой и знаменитым театром Metropolitan Opera в Нью-Йорке…

Музыкальный театр Филипа Гласса

Александр Журбин приглашает радиослушателей в мир опер и «не совсем опер» Филипа Гласса, где можно встретить лучших представителей человечества от Эйнштейна до Льва Толстого, но это вам ничего не гарантирует…