Фольклор в творчестве Чайковского
22 мая 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Великий Петр Ильич Чайковский — герой нынешней программы «Музыкальные перекрёстки». Тема передачи — влияние фольклора на стилистическую эволюцию музыки композитора…
Главными оппонентами Чайковского, как известно, были пять молодых композиторов: Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин и Николай Андреевич Римский-Корсаков. В их лице заявила о своем существовании «новая русская школа», она же — Балакиревский кружок, она же — «пятерка», она же — Могучая кучка. Декларацией кружка стало создание нового национального музыкального искусства на основе «русского народного элемента».
Поначалу была сделана попытка приписать начинающего композитора Петра Ильича Чайковского к «новой русской школе»: все они были одинаково молоды, все интересовались русским фольклором и писали программную музыку. Однако, никому из «пятерки» так и не удалось создать образцовый национальный музыкальный стиль и искусство, близкое народу, что, в общем-то, впоследствии с блеском удалось Чайковскому, взявшему курс на европейский стиль.
Считавшийся одним из самых прогрессивных музыкальных «западников» своего времени, противник «Могучей кучки», Чайковский, родившийся и проведший детские годы в Воткинске, был большим знатоком национального русского фольклора. Он не просто разбирался в нем, умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировать, но и создавал прекрасные стилизации на фольклорные темы.
В фокусе программы: творческое противостояние «кучкистов» и Чайковского; лицо композитора — «западника» и фольклориста; краткий экскурс в историю русского фольклора и разнообразная музыка Чайковского, построенная на русском народном мелосе…