Великий и загадочный Мусоргский
15 мая 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Разговор о русской музыке в программе «Музыкальные перекрёстки» продолжает фигура великого композитора Модеста Петровича Мусоргского…
Александр Журбин: «...Пастернак однажды замечательно высказался о русской песне: „Это — как медленно текущая река: постоянного русла нет, берега размыты, а направление то и дело неуловимо меняется“. Эти же слова очень точно подходят ко всему творчеству Мусоргского. Композитор часто берет одну мелодию и многократно ее меняет: вроде бы то же самое, но не совсем то. И в этом заключается колоссальное композиторское мастерство Мусоргского.
Мусоргский очень хорошо знал и понимал народную песню. Он действительно ее по-настоящему не просто цитировал, как делают многие композиторы, а интерпретировал. Он никогда рабски не следовал каким-то фольклорным источникам, но всегда мастерски и творчески их претворял в собственную музыку.
Методы развития музыки Мусоргского связаны со знаменными распевами и с так называемой ладовой и модальной техникой. У него крайне редко можно найти какую-то банальную гармоническую последовательность. Мусоргский был очень тонким композитором и всегда шел своим путем — очень странным, а порою даже и неожиданным.
Известно также, что Мусоргский, по сути дела, никогда не учился композиции, и, кстати говоря, очень этим гордился. Изучение прошлого он считал ненужным, а на правила музыкальной грамматики, как сам признавался, обращал мало внимания, «усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох».
В фокусе программы — стилистический разбор оперы «Борис Годунов» и знаменитого фортепианного цикла композитора «Картинки с выставки».