Оперы Глинки: «Руслан и Людмила»
- 17 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Следующей под стилистический анализ Александра Журбина попадает великая опера Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».
Здесь русская музыка звучит на итальянский лад, квартет «Какое чудное мгновенье» напоминает Баха, в арии Ратмира томительный восток соседствует с европейским вальсом, а яркий ориентальный колорит порабощает «русский дух»…
Александр Журбин: «...В опере „Руслан и Людмила“ Глинка решил проявить патриотизм совсем по-другому, нежели в „Иване Сусанине“. По большому счету опера особо патриотических идей в себе не содержит. Это сказка о том, как похищают и заточают в восточном гареме европейскую женщину, а затем волшебным образом ее оттуда освобождают. Ничего особо русского тут нет — как в музыке, так и в самой истории. Здесь вы не найдете фольклорных русских интонаций, зато мы несемся от Финляндии до Персии, от древней Руси до Баха. Глинке, видимо, очень хотелось с точки зрения музыкального разнообразия в „Руслане“ подняться выше „Сусанина“. Но, увы, как мне кажется, здесь он не достиг сусанинской высоты. И причиной тому стало именно чрезмерное многостилие, которое разрушило оперу, а также непопадание в жанр его великого „либреттиста“ — Александра Сергеевича Пушкина. На мой взгляд, ключ к пониманию пушкинской поэмы — это слово пародия. Здесь Пушкин смеялся, острил и даже прикалывался, как бы сказали сегодня; он, скажем так, немного издевался над рыцарским романом, а Глинка наоборот хотел написать нечто глобальное и эпическое. И вместо того, чтобы написать веселую комическую оперу с превращениями, колдунами и волшебниками, его потянуло на серьезный богатырский эпос. И это, пожалуй, было большой ошибкой.
Значит ли это, что я считаю оперу Глинки «Руслан и Людмила» плохой оперой или неудачей композитора? Нет, я так не считаю. Но я считаю эту оперу странной. Она, безусловно, является прообразом и источником очень многого из того, что в дальнейшем мы увидим в русской музыке от Мусоргского до Стравинского. В ней огромное количество замечательной, а порой и гениальной музыки. Но оперы «Руслан и Людмила» как цельного музыкального и драматургического произведения, на мой взгляд, не получилось. Есть превосходные фрагменты, которые никак не объединятся в единую стройную форму…»