Оперы Глинки: «Иван Сусанин»
10 апреля 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин начинает разговор об операх первого классического русского композитора Михаила Ивановича Глинки, открывает который опера «Иван Сусанин», известная также под названием «Жизнь за царя».
Вы узнаете, с чьей подачи Глинка стал национальным композитором, какие дивиденды получил композитор после написания оперы, как случилось так, что на одной сцене шли две оперы «Иван Сусанин» и почему либретто народной реалистической оперы буквально кишит нелепостями и абсурдом…
Александр Журбин: «...Опера „Иван Сусанин дает возможность нам сегодня говорить о зарождении русской полистилистики. Здесь впервые проявились структурообразующие возможности сталкивания двух стилей. Именно стилистический контраст становится главным в музыкальной конструкции оперы. Противопоставление музыки двух различных национальных культур — польской и русской — одна из центральных идей оперы. Но, давайте, попробуем разобраться, получилось у композитора создать этот контраст — не только ритмический и мелодический, но и стилистический. Мне кажется, что да — получилось. Польский акт в „Иване Сусанине“ — действительно полная противоположность русскому акту. Не надо при этом думать, что русский акт такой уж русский: здесь есть и итальянщина, и немецкие контрапункты, есть, конечно, и русские народные интонации, и церковные канты, но никаких цитат тут нет. Главный смысл здесь заключается в том, что русская музыка — живая, а польская музыка — живая, но пустая. Она, как бы мы сейчас сказали, — гламурная. Именно гламурность польской музыки создает главный стилистический контраст в опере…»
А также: беллиниевская структура увертюры, влияние немецкой музыки и русские романсовые интонации в ариях, чарующая прелестность польского звучания и многие другие стилистические особенности оперы, подмеченные Александром Журбиным.