По разные стороны музыкальной эстетики: Лист и Брамс
24 января 2012
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Александр Журбин о музыке Ференца Листа и Иоганнеса Брамса.
История показывает, что далеко не все любили музыку Листа и Брамса. Нередко искусство обоих композиторов подвергалось острой критике и непониманию. Так, например, Стравинский считал сочинения Листа лишь «пародией на настоящую музыку», а Чайковский называл Брамса «самонадеянной посредственностью». Тем не менее, оба композитора вошли в историю мировой музыки, заняв в ней свое достойное и значимое место.
Ференц Лист по праву считается важнейшим подвижником фортепианной техники. Именно ему мы обязаны возникновением жанра симфонической поэмы и так называемой программной музыки. Между тем, отмечает Александр Журбин, Лист всегда оставался в границах романтической стилевой рутины, так и не отметившись написанием по-настоящему больших и красивых мелодий, что с блеском удавалось его современнику Иоганнесу Брамсу.
Непревзойденный Брамс — один из трех великих «Б» (Бах, Бетховен и Брамс) — умудрялся оставаться в равной степени первоклассным традиционалистом и новатором, достигнув на обоих поприщах невероятных музыкальных вершин. По мнению Арнольда Шенберга, именно Брамс, а не Вагнер двинул музыкальное искусство вперед, первым опробовав чрезвычайно смелые гармонии, неожиданные ритмы и новые структурные построения…