Как угодить публике?
Выпуск 184
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как угодить публике? И надо ли это делать? Во все времена творческие люди искали ответ на эти вопросы, рассматривая их под разными углами. Но по сути, все размышления на эту тему можно свести к такому противопоставлению: либо артист стремится поднять публику на новый уровень, либо он очень хочет публике понравиться и готов на всё ради этого. Как обычно, между двумя полюсами много градаций.
На первом полюсе творцы, которые практически совсем не думают о тех, кто будет потребителями их творений. Они работают ради вечности, ради самих истин искусства — как они им представляются, ради своей правды. На другом полюсе — те таланты, для кого их мастерство и ремесло являются только лишь способом выгодно продать себя, привлекая в круг своих поклонников как можно большее количество людей; для этого надо либо изначально работать в массовом жанре, либо сделать менее элитарным жанр академический.

В любой области искусства есть художники, которые воспитывают вкус публики, и есть те, которые потакают самым непритязательным вкусам. Им самим, может, иной раз и хотелось бы быть ближе к высокому стилю — в конце концов, нас всех в детстве учили на самых благородных образцах — но неумолимая коммерческая логика не даёт им такой возможности.
Моя позиция такая. Прежде всего публику надо любить. Надо выбирать свой репертуар так, чтобы концерт становился для человека в зале не просто приятным времяпровождением, а духовным событием, оставляющим драгоценный след в сердце. Не надо мучать людей чрезмерно сложными для восприятия сочинениями, для правильного понимания которых надо как минимум самому окончить консерваторию.
Публику надо уважать. Выражение «публика — дура» придумали те, кому было лень достучаться до людских сердец глубиной и искренностью своего творчества. У таких люди в зале не плачут.
А люди всё чувствуют. Они чувствуют, где правда и Божий дар, а где отрабатывают программу, где — цинизм и пустота, пусть даже и на высочайшем профессиональном уровне.
Публике надо верить. Верить в то, что люди в зале — ну или на том конце радиоволны — достойны всего самого лучшего. Отдавать им все самое ценное из того, чем ты располагаешь, не оставляя ничего «на потом». Верить в то, что будешь услышан и понят. Быть самим собой. Транслировать любовь.