Гаммы
Выпуск 175
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сама не верю, что вот уже шестой сезон «Дневника пианистки» на радио «Орфей», столько тем уже затронуто, и только сейчас дело дошло до разговора о гаммах! Тут же хочется добавить: великих и ужасных! А ведь игра гамм — это чуть ли не первая ассоциация, возникающая в голове очень многих людей при словах «обучение на фортепиано». Так давайте разберёмся, для чего мы играем гаммы, когда учимся, чему они нас учат, и играют ли их взрослые пианисты.
Гаммы — это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения и понижения. Гаммы вырабатывают у юного пианиста чёткость и ровность, подвижность и ловкость пальцев. Гамм существует множество разновидностей, и это не только мажорные и минорные звукоряды во всех существующих тональностях: это могут быть и арпеджио, то есть переборы звуков различных аккордов.

Основная и огромная польза гамм в том, что играя их, руки и голова пианиста запоминают правильную аппликатуру, которая потом встретится в сочинениях; и это не абстрактная тренировка, а выработка правильных позиций руки на клавиатуре и аппликатурных принципов. Гаммы помогают рукам как можно естественнее приладиться к клавиатуре. Например, в музыке Бетховена многое основано именно на гаммообразных последовательностях звуков, и если заранее натренировать руки на этих универсальных упражнениях, то не придётся каждый раз заново учить и придумывать аппликатуру. Руки уже знают нужные движения и позиции. Но, играя гаммы, важно не превращать это занятие в грубую механическую долбежку по клавишам. Если так делать, то гаммы могут даже принести вред, приучить уши и пальцы к некрасивому тупому звуку. А вот если гаммы играет большой мастер, то даже они звучат у него как произведение искусства тончайшей выделки.
Взрослые музыканты относятся к гаммам по-разному. Есть артисты, которые не играют гаммы, а разыгрываются на фрагментах из текущего репертуара. Например, я — это как раз мой случай. Конечно, я в детстве тоже добросовестно выучила все гаммы, чтобы усвоить их аппликатуру, но сейчас в своей повседневной практике я гаммы не использую, и всегда для технической тренировки предпочитала этюды. Но многие большие музыканты не пренебрегают гаммами. Например, даже величайший пианист всех времен Рахманинов любил на них разыгрываться!
Гаммы можно играть в разном темпе, с разной динамикой и даже в разных ритмах. Они содержат множество самых разных общеупотребительных формул пианизма. А раз это формулы, то, продолжая эту параллель, можно сказать, что гаммы — это своеобразная музыкальная алгебра, универсальное знание и навык, без которого не стать мастером.