Что и как мы пишем в нотах

Выпуск 163
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Когда мы работаем над произведением, сами или с учеником — особенно с учеником! — нам требуется делать пометки в нотах. Ноты для музыканта — вещь священная, поэтому пишем в них мы только карандашом. Даже если это не красивое печатное издание, а просто распечатка из интернета. Такая у нас привычка.
Бывают самые простые пометки, а именно — мы просто обводим кружком то, на что не хватило внимания. Это может быть неверно заученная нота, или невыполненное динамическое или артикуляционное пожелание самого автора. Если же ученик оставил кружок без внимания и на следующем уроке, то я пишу рядом дату — день, в который это замечание пришлось повторить вновь. Иногда таких дат накапливается несколько! Следующий тип замечаний — уже пожелания самого педагога, усиливающие или подчёркивающие авторский замысел. Где-то нужно увеличить цезуру, где-то прослушать конкретную гармонию, а где-то, наоборот, не останавливаться перед каждым музыкальным событием. И есть ещё один, самый художественный тип пометок — тот, где учитель обращается к эмоциональной сфере ученика, записывая в нотах словами пришедшие в голову художественные образы.
Что и как мы пишем в нотах
Интенсивность пометок очень зависит от возраста ученика, а также от темперамента педагога. Иногда приходится видеть в нотах многократно обведённые круги, иногда даже специальные устрашающие знаки типа «не влезай, убьёт».
Однажды мне встретилась в нотах замечание, призывавшее студента не играть слишком громко басы. Под строчкой левой руки было размашисто написано: «не бухать»! И… трогательное ударение над буквой «У»…
Дирижёры иногда пользуются двухцветным карандашом, красно-синим. В партитуре содержится столько информации на отрезок времени, что надо применять для её разметки ясные и яркие средства. Красный — это усиление звука, нагнетание напряжения. Синий — наоборот, всё затихает, успокаивается. Пометки в нотах — то, что остаётся с нами на память о уроках наших учителей. Их уже может и не быть с нами, но я открываю ноты — и словно я снова на уроке, и снова будто слышу голос любимого учителя.

Последние выпуски программы

Как настроить себя на сцену?

Как настроить себя на сцену? Нет ни одного музыканта, который бы не задавался этим вопросом.

Аппликатура

Есть в исполнительском искусстве такой красивый и на первый взгляд непонятный термин: аппликатура. Проще говоря — какими пальцами берутся ноты.

Отдых от инструмента

Эта тема становится актуальной каждое лето. Как быть с занятиями?

Поиск по сайту