Я себе не нравлюсь

Выпуск 151
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
«Я себе не нравлюсь…» Эту фразу произносит Святослав Рихтер в финале фильма «Рихтер непокорённый», снятого режиссёром Брюно Монсенжоном. Очень важная фраза. Очень серьёзный повод для размышлений — что такое самооценка артиста, от чего она зависит, возможна ли хоть какая-то объективность к самому себе? Могла ли такая фраза быть произнесена из ложной скромности, и бывает ли у артиста ложная скромность? А как противовес ей — ложная, мнимая самоуверенность?
Самооценка любого человека формируется под влиянием огромного количества факторов. Что уж говорить о представителях артистических профессий, которые избрали делом своей жизни такую стезю, где они обязательно станут как мишенью критики, так и предметом обожания? Как не потерять ориентиры и опоры в этой разноголосице оценок?
Я себе не нравлюсь
Мне кажется, вряд ли найдётся столь толстокожий… ну хорошо, психически устойчивый артист, который способен хвалу и клевету всегда принимать равнодушно. Обладая такой крепкой психикой, он не смог бы стать артистом. Мы, как иногда кажется, ходим по тонкой проволоке, над которой так редко удаётся воспарить, презрев физические законы, но с которой так легко упасть в пучину своих же сомнений, комплексов, воспоминаний о неудачах, представлений о недостижимом идеале… Редко когда артист может искренне сказать — я себе нравлюсь! Да и к тому же в нашей культуре не принято открыто себе нравиться, корни этого явления уходят в христианское мировоззрение, где человек слаб и грешен. Но ведь из этого состояния признания собственной немощи и несовершенства невозможно творить!
Природа человека-творца текуча, неуловима. «Я червь — я Бог», как сказал Державин, «сегодня я гений», как сказал Блок, — а в другой день я неловок, неуклюж и невыносимо бездарен. Как же найти срединный путь, как усмирить эти метания?
Мне помогает одно из моих любимых изречений.
«Делай, что должно, и будь, что будет».
Чем меньше беспокоиться о благополучии собственного эго и чем больше думать о более высоких составляющих своего дела — тем меньше и гордыня будет терзать и тем меньше будет амплитуда эмоциональных качелей. Не нравлюсь себе прямо сейчас? И это пройдёт, как сказал царь Соломон. Не стоит баюкать и лелеять в себе это состояние и тем более не стоит создавать из него некую часто надеваемую маску, иллюзорно защищающую от любой внешней критики. Сделал что-то, что самому показалось успехом? Бережно, но без аффектаций положи это ощущение в копилку драгоценных воспоминаний и опыта. В трудный день открой копилку, поперебирай то, что там лежит. Не то чтобы это сразу поможет, но вернёт ближе к срединному пути.
Но вот при выходе на сцену ты должен оставить все сомнения и колебания за дверью. Чтобы когда-нибудь состоялся разбор полётов, вначале должен состояться сам полёт. На ту высоту, которая сейчас тебе доступна, и это будет только твой полёт, не надо его ни с кем сравнивать. Не берём с собой в полёт балласт, он будет ждать на земле. А когда вновь наступит то самое «я себе не нравлюсь» — вспомним, что именно это состояние бывает перед взятием новой, пока ещё неведомой высоты.

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.