При подготовке любого концерта у организаторов возникает вопрос: есть ли у меня концертный райдер. Он есть, я вам о нем с удовольствием расскажу.
Для начала, что такое райдер? Это список того, что необходимо артисту на концертной площадке для оптимального результата. С этого и начнём. Мне безусловно необходим рояль. Причем рояль не какой угодно, а концертный, то есть полного размера. Напомню, что размеры рояля определяются не его шириной (она всегда одинакова), а именно длиной. Чем длиннее рояль, тем длиннее струны внутри него, и тем мощнее, ярче и богаче обертонами звук. Рояли бывают разных фирм-производителей. Чаще всего на концертных сценах встречаются инструменты марок Steinway&Sons, Ямаха, Бехштейн, Каваи, можно встретить и другие марки. Кроме собственно рояля, нужен еще специальный мягкий стул без спинки. Мы называем такой стул банкеткой. Самая важная особенность банкетки — это возможность регулировать её по высоте. Разные пианисты сидят на разной высоте, и поэтому обычные стулья нам не подходят. Также не годятся знаменитые трехногие круглые табуретки: даже не знаю, почему в своё время они были так популярны среди учащихся музыкальных школ, это крайне неустойчивая и неудобная конструкция. Механизмы регулировки высоты банкетки бывают разные: иногда нужно долго крутить винты, а иногда есть пневматические механизмы, которые регулируются одним движением под давлением собственного веса пианиста. На репетиции и концерте должен присутствовать настройщик! Это очень важная часть райдера. В любой момент может порваться или просто расстроиться струна. Обычно настройщик корректирует состояние инструмента до репетиции, между репетицией и концертом и в антракте, если концерт в двух отделениях.
На сцене обязательно надо правильно выставить свет, чтобы лишние тени не мешали видеть клавиатуру, а также чтобы софиты не били прямо в глаза. Всегда непросто найти компромисс: если зритель хорошо видит лицо артиста, это скорее всего означает, что артист ослеплен ярким светом. В этом случае я всегда выбираю комфортное освещение клавиатуры, а не лица. И также всякие лишние украшения в виде цветных огней рампы, светодиодных задников сцены и прочего нам только мешают. Если я сама веду концерт, рассказывая о той музыке, которая прозвучит, а я так довольно часто делаю — то мне нужен ещё микрофон на стойке, который размещается чуть поодаль от рояля.
В райдер также входит помещение, которое называют то гримёркой, то артистической — это небольшая комната для переодевания и подготовки к концерту. Хорошо, когда в гримёрке есть инструмент, хотя бы пианино — тогда можно разыгрываться вплоть до выхода на сцену. Так бывает не всегда. А вот обязательно в этом помещении должно быть большое зеркало в полный рост, неподалеку от зеркала — электрическая розетка, и ещё должна быть вешалка, на которую можно повесить длинное платье. В моем райдере нет гримёра или костюмера: это всё я прекрасно умею делать сама. Более того, сделать самой макияж и прическу перед выходом на сцену для меня является даже успокаивающим ритуалом, и наоборот — много раз мне приходилось сталкиваться с тем, что профессионалы не всегда могут сразу понять мои пожелания. Поэтому — сама. Идеально, когда артистическая расположена довольно близко от выхода на сцену, и когда в ней не холодно, не жарко, есть возможность при необходимости прилечь на диван (это уже практически роскошь!). Также я всегда прошу, чтобы был электрический чайник, черный чай, вода без газа и немного печенья или бутербродов. Никакого изысканного меню, или, Боже упаси, напитков в моем райдере, конечно же, нет. Но возможность выпить чашку горячего чая перед выходом на сцену иногда может оказать решающее значение для удачного выступления!
Есть ещё одна часть райдера — в неё входит всё то, что касается быта. Дорога, встреча на вокзале или в аэропорту, гостиница, возможность заниматься на инструменте в свободное время — все такие вещи входят именно в бытовую часть райдера. Здесь тоже нет никаких сверхъестественных требований, только самое необходимое для обеспечения физического и морального комфорта. Путешествую я обычно в одиночку, со мной не ездит личный администратор, мне достаточно помощи людей, представляющих встречающую сторону. В плане питания я тоже довольно неприхотлива, как любой обычный человек.
Идеально, когда все условия соблюдаются по максимуму. Но в жизни бывает всё! То есть буквально любой пункт райдера может так или иначе быть нарушен. Рояль может быть меньшего размера; ну если нет в маленьком городе концертного рояля — что же теперь, не ехать к ним? Банкетка может скрипеть, это у них обидная, но частая «болезнь». В гримерке со мной могут быть другие люди, если это гала-концерт и помещений на всех не хватает. В любой сложной ситуации важно не капризничать, не строить из себя суперзвезду и ко всему стараться относиться с пониманием. Как правило, приглашающая сторона очень искренне старается сделать все на максимально возможном уровне. И даже в случае непредвиденных обстоятельств с дружелюбным и нескандальным артистом всем приятнее иметь дело, нежели с вечно недовольной звездой. Гастрольная жизнь артиста в любом случае включает в себя элементы и дискомфорта, и непредсказуемости. Моя задача — жить эту жизнь радостно и с удовольствием.