Это вопрос, который волнует родителей очень многих начинающих музыкантов. Казалось бы, в нашей стране накоплен такой огромный методический опыт, у нас лучшая в мире система детского музыкального образования. Опытные педагоги буквально с первых тестов на чувство ритма, музыкальный слух, музыкальную память и координацию распознают признаки таланта даже в том малыше, который ещё не умеет извлечь ни одного звука из музыкального инструмента. Однако также в истории музыки известно множество случаев, когда великих музыкантов в детстве не приняли в музыкальную школу. Маме Валерия Гергиева сообщили, что у ребенка нет чувства ритма; Владимира Спивакова поначалу тоже не взяли учиться в музыкальную школу в Ленинграде. Список можно продолжить. Почему же так могло получиться? Конечно, мы при этом не присутствовали и точно знать не можем — на вступительном испытании ребёнок может испугаться, зажаться, не захотеть проявить свои способности. Но пусть эти истории послужат ничем иным, как мотиватором не опускать руки сразу же. Это исключения, которые только подтверждают правило — и действительно, в большинстве случаев методики проверки базовых данных для обучения музыке работают отлично.
Ещё один из показателей наличия таланта — это жгучий, неукротимый интерес. Часто бывают случаи, когда малыш сам настойчиво просит родителей отвести его в музыкальную школу, а дома постоянно что-то напевает и танцует под ритмичную музыку, прислушивается к музыкальным звукам, а при виде музыкантов на телеэкране внимательно за ними наблюдает.
Вообще важно понимать одну вещь. Вне зависимости от того, как проявил себя ребенок на этапе поступления в школу, была ли его одаренность очевидна или скорее под сомнением — мы должны всегда помнить, что любой талант распознаётся только в работе. Только в процессе нескольких лет обучения можно определить, есть ли те самые признаки, которые безошибочно свидетельствуют о высоком уровне одарённости. Только не надо путать отсутствие способностей и лень. Самые талантливые люди в детстве бывают исключительно ленивы! Почему это так? — не знаю, но это так. Возможно, в том числе потому, что им относительно легко всё даётся? Опять же, существует немало свидетельств, как гениев в детстве заставляли заниматься самыми жёсткими методами (и в скобках скажу, что все они впоследствии были за это родителям очень благодарны).
Но повзрослев и приобретя осознанную мотивацию трудиться, талантливый человек уже не ленится. Его дар ведёт его, управляет им, заставляет стремиться к совершенству. Лентяев среди великих — нет. Среди просто одарённых — есть, конечно. Просто они не достигают истинного величия.
А вообще мне кажется, что талант — это просто одно из ярко выраженных свойств высшей нервной деятельности человека. Поэтому часто и говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Его мозг работает и быстрее, и эффективнее, чем у среднестатистического человека, он решает поставленные перед ним задачи более успешно. Поэтому я так люблю истории про талантливых учёных, играющих на музыкальных инструментах, или талантливых деятелей искусства, проявляющих себя в самых разных видах творческой деятельности. Талантливого человека видно по глазам. И талант обязательно найдёт свою дорогу.