Электронные инструменты

Выпуск 147
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Электронные инструменты в нашей жизни появились относительно недавно, но уже не найти пианиста, который хотя бы раз к ним не прикасался. Мы давно избавились от снобизма по отношению к электронным фортепиано, тем более что они стремительно прогрессируют, однако по-прежнему не можем считать их полноценной заменой настоящим инструментам. Вся эта тема, конечно, не может не вызывать множества вопросов. Попробуем разобрать самые распространённые из них.
Какие преимущества есть у электронных фортепиано? Тут все просто и очевидно. Электронные инструменты никогда не требуют настройки, они компактны, большинство из них относительно недороги, и самое колоссальное их преимущество перед привычными акустическими инструментами — на них можно играть в любое время дня и ночи. Можно играть, используя наушники, а можно и не использовать их.
Электронные инструменты
Начнём с того, что цифровые фортепиано бывают разного уровня. Бывают такие модели, что даже самый начинающий музыкант заметит её несовершенства, а есть и инструменты максимально возможного на данный момент профессионального уровня. Например, у меня дома есть именно такой инструмент, и я могу заниматься в том числе поздно вечером. Предвосхищая вопрос — ну конечно, настоящий рояль тоже есть.
На самых простых и дешёвых электронных пианино нет даже ощущения веса клавиш. А это одно из важнейших ощущений во время игры: ведь именно нажимая на клавишу с разным усилием, мы влияем на громкость звука и даже на его тембр. А на таких примитивных инструментах громкость регулируется только вручную, тумблером. Это толком и не пианино, скорее просто игрушка.
Следующий уровень — тоже недорогие инструменты, но уже с так называемой «взвешенной клавиатурой». Это значит, что клавиши реагируют на вес и скорость нажатия, и в зависимости от этого звук становится громче или тише. Чем ближе вес клавиш к весу клавиш настоящего акустического инструмента, и чем чувствительнее датчики и выше качеством записи звуковых сэмплов, тем удобнее играть на таком инструменте и тем интереснее звуковой результат. Кстати, для нас, пианистов, не так уж и важно, умеет ли цифровое пианино звучать ещё и как орган, клавесин, то есть насколько широко в нём представлены функции синтезатора. Это интересно в качестве развлечения, но не более того. Самая продвинутая профессиональная модель цифрового фортепиано — та, в которой клавишный механизм воспроизведён полностью в малейших деталях, от самой клавиши до молоточка. Только молоточек бьёт не по струне, а по датчику. Таким образом, тактильные ощущения пианиста максимально похожи на те, что он испытывает при игре на настоящем рояле. И при этом — все вышеупомянутые преимущества! Это классные и дорогие инструменты. Их иногда ещё называют гибридными фортепиано.
Есть ещё подвид гибридных инструментов, но уже на основе настоящих роялей и пианино. Они называются сайленты, от английского silent — тихий, беззвучный. По сути, это обычные акустические инструменты, но в них встроен специальный механизм, переключающий их из акустического режима в цифровой, и тогда звук идёт только в наушники. Стоимость их выше, чем у их акустических аналогов.
Подавляющее большинство электронных инструментов издают звуки с помощью так называемых сэмплов — маленьких записанных отрезков звука, соответственной протяженности и громкости. Но однажды мне довелось участвовать в тестировании экспериментального инструмента, в котором использовались не сэмплы, а компьютерное моделирование звука. Благодаря этому становились возможны не только имитации традиционных звучаний, но и совершенно фантастические комбинации, например, если бы струны рояля были бы серебряными, а дека из стекла. Это был необычный опыт.
Бывают ещё дисклавиры: это акустические инструменты, оснащённые системой записи. Рояль запоминает то, что на нем сыграли, и воспроизводит это в режиме «человека-невидимки»: клавиши нажимаются сами, педаль работает. Когда они появились в конце 80-х годов, это выглядело абсолютным чудом.
Электронные инструменты — наши полезные помощники, надо только понимать, как и когда их правильно использовать.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.