Хочу вам рассказать о моих впечатлениях от игры молодых коллег, о тех личностях, которые меня впечатлили на протяжении последних нескольких лет.
Я бываю в жюри некоторых конкурсов, руковожу несколькими музыкальными фестивалями, да и к тому же регулярно слушаю на экзаменах студентов Московской консерватории. Конечно, я стараюсь быть в курсе происходящего среди нашей пианистической молодёжи. Да и не только пианистической: например, на детском конкурсе «Щелкунчик», который ежегодно проводится по трём номинациям — фортепиано, струнные и духовые инструменты — происходит очень много интересного, и его юных лауреатов я также ежегодно приглашаю на свой фестиваль «Зелёный Шум». Именно из числа лауреатов «Щелкунчика» вырастает наибольшее количество будущих звёзд. Один из самых ярких примеров последнего времени — история замечательного молодого пианиста Сергея Давыдченко. Будучи ребёнком, он выиграл конкурс «Щелкунчик», а всего семь лет спустя триумфально победил на Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского. Сергей — как раз из тех молодых имён, которое мне как члену жюри юношеских конкурсов уже давно известно, и за которым я с огромным интересом и максимально доброжелательно слежу. Он представитель Ростовской консерватории, и это первый случай за всю историю конкурса Чайковского, когда российский победитель представляет не консерваторию одной из двух столиц — Москвы или Петербурга. Я всегда верила в его огромный талант, а сейчас, когда он имеет статус победителя одного из самых сложных и авторитетных мировых состязаний, желаю ему много сил и вдохновения, ведь его гастрольный график теперь имеет такую интенсивность, что выдержать его может только очень сильный и стойкий артист.
Мне очень нравится совсем молодая пианистка Александра Довгань. И не только мне: Сашу уже несколько лет назад заметил и с тех пор поддерживает великий пианист Григорий Соколов. Она тоже очень рано заявила о себе и с самых юных лет удивляла совершенно недетским пониманием сути музыки и совершенно филигранным пианизмом. Меня поражает её внутренняя гармония и полное отсутствие погони за какими бы то ни было внешними эффектами в исполнительском искусстве: только главное, только высший смысл, только полное погружение в образ исполняемой музыки. Я уверена, что у нее огромное будущее.
А из поколения тридцатилетних мой фаворит — пианист Константин Емельянов. Знаю его очень давно, в училище он учился у моей мамы, а затем у моего профессора Сергея Леонидовича Доренского, так что мы буквально из одной творческой семьи. Но именно с момента выступления на конкурсе имени Чайковского в 2019 году он открылся для меня с совершенно новой стороны, и с тех пор его выступления неизменно радуют и поражают меня своим совершенно особым, новым слышанием хорошо знакомой музыки, поиском непроторенных дорог, предельной детализацией исполнительских идей и удивительными звуковыми поисками. Мы время от времени играем в дуэте, и хотя мы очень разные по творческому почерку, взаимодействовать с Костей очень радостно и всегда интересно.
Все эти три артиста настолько разные по своему творческому облику, что, пожалуй, невозможно найти в них что-то общее, кроме одного: необыкновенного таланта. Талант — это очень мощная и очень убедительная энергия. Когда я думаю о новых талантах, я не ищу прежде всего кого-то, кто был бы мне близок или похож на меня саму; мне важнее всего, чтобы человек шел своим удивительным путём и при этом был бы настоящим профессионалом. И тогда приходят самые потрясающие открытия.