Музыкальное братство

Выпуск 134
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.
Однако даже в эти счастливые годы конкуренция уже вовсю пускает свои ростки, и иногда они ядовиты. Особенно это заметно на примере пианистов. С учениками оркестровых специальностей всё психологически иначе: ну не станешь ты солистом, но всё равно ты будешь выходить на ту же сцену как артист оркестра. Это та же радость исполнения любимой музыки, только помноженная на большое количество соратников в твоём коллективе. А вот у пианистов такой опции нет. В каждом оркестре нужен только один пианист, да и то он занят не в каждой программе. Поэтому либо ты изо всех сил стараешься забраться на вершину профессиональной пирамиды, где обитают те, кто стал концертирующими артистами, солистами — либо ты наблюдаешь за тем, как там, на этой сияющей вершине твоей мечты, оказываешься не ты, а твой однокурсник. И это чаще всего довольно болезненно переносится, даже при самых дружеских отношениях. Если только ты сам изначально про себя не понимаешь, к примеру, что нервные и физические нагрузки концертанта — не для тебя, а ты любишь преподавать или кому-то аккомпанировать.
Музыкальное братство
И вот годы студенчества и следующее сразу за ними время — это самые напряжённые годы в плане поиска своего места в профессиональном мире. Именно здесь сложнее всего не смешивать дружбу и профессиональные успехи и неудачи. Многим пианистам легче дружить с музыкантами других специальностей. Так складываются прекрасные камерные ансамбли, где нет никакой ревности. А вот примерно к 30 годам все уже занимают свои позиции и положение вещей проясняется. И дружба вновь становится возможна безо всяких моментов ревности или конкуренции. Хорошо складывается дружба между успешными музыкантами в любом виде деятельности, у каждого своя траектория, своя судьба, каждый ощущает себя самодостаточным и реализованным. При этом один из них может быть солистом, а другой прекрасным, высокопрофессиональным артистом оркестра. А вот дружба успешного артиста с тем, кто считает себя недооценённым, непризнанным дарованием, вряд ли сложится. Всё в области психологии: у кого адекватная самооценка, тот и человеческие отношения способен выстроить адекватно.
А в кругах состоявшихся исполнителей всё тоже как везде: каждый из нас ищет близких себе по духу, складываются свои компании. Фестивали, по сути, это встречи друзей: руководитель фестиваля приглашает к себе на праздник музыки тех артистов, кого любит и уважает, с кем ему комфортно общаться не только на сцене, но и в жизни. Эти встречи вполне можно назвать встречей музыкального братства!

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.