Музыка из детской мечты

Выпуск 129
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Захотелось вдруг вспомнить, а о какой музыке я мечтала в детстве? Что хотелось сыграть, что казалось манящим, невероятным и недостижимым?
В самом раннем детстве, как и любому ребёнку, мне нравились так называемые программные произведения, то есть те, у которых есть понятные названия. Например, «Смелый наездник». Или — «Сладкая грёза», или «Старинная французская песенка». И сразу в воображении возникает картинка, а педагог помогает фантазировать — о чём сладкая грёза? Кто в стародавние времена во Франции мог петь эту песенку? И это самые верные первые шаги на пути понимания такой сложной материи, как музыкальный образ. Впоследствии образы станут настолько объёмными и не поддающимися точному сюжетному описанию словом, что чем ярче в самом начале научиться воображать картинку в детских пьесах, тем лучше сформируется привычка звуком живописать даже самые сложные идеи.
Музыка из детской мечты
А вот сочинения под названием «сонатина» или «инвенция» мне нравились гораздо меньше. О чём эта музыка? Как понять, почему здесь играем радостно и громко, а затем — внезапно робко и печально? Где разгадка смысла происходящего в этой музыке, где искать хоть какую-то подсказку? Зато меня всегда очень интересовали этюды: это была возможность продемонстрировать, как ловко, быстро и уверенно могут бегать мои пальцы! Тут проявлялся спортивный элемент занятий, а я всегда была азартна. И, конечно, всё, что исполнялось на двух роялях, было очень увлекательно! Так я открывала для себя жанр концерта и мечтала, что когда-нибудь это будет не второй рояль, а самый настоящий оркестр. Любила играть концерт Баха под пластинку, где оркестр уже звучал. Любила взять ноты Первого концерта Чайковского и часами по нотке, по такту разбирать сложнейший текст. Это в первом классе было! Уже понимала, что такое Концерт Чайковского, и что когда вырасту — обязательно буду его играть.
Однажды я узнала, что на свете есть музыка Шопена. Музыка неземной, невероятной красоты и грусти! Это был до-диез-минорный ноктюрн. Его хрустальные пассажи завораживали меня. С тех пор Шопен для меня стал вечной мечтой, неуловимой загадкой и самой желанной наградой.
Затем в мою жизнь пришел Рахманинов. Ничего похожего до тех пор я не слышала; и даже не те пьесы, которые я играла сама, а этюд-картина ми-бемоль минор поразила меня в самое сердце. Музыка, которая физически захватывала меня в свою власть, и хотелось ещё и ещё слушать эти гармонии, вызывающие мурашки, и это было настоящим открытием. Оказывается, музыка бывает сильнее любых других впечатлений! Оказывается, бывают такие гармонии, которые становятся настоящим важным событием, переживанием, увлекают за собой в бездну эмоций! Вскоре я узнала, что у Рахманинова есть фортепианные концерты. Я не стала слишком долго ждать, пока исполнится эта моя мечта. Мне было неважно, что дети не могут играть такую музыку — да мне просто никто не сказал, что дети не играют её. Поэтому между мной и Рахманиновым не было преград.
Бывали мечты, связанные с амбициями, то есть — сложные, большие, взрослые сочинения. Были мечты, связанные с красотой музыки. Не было таких произведений, которые мне совсем не нравились, но были непонятные, были такие, в которых было совсем немного нот, но из-за этого они были ещё непонятнее и сложнее…
Никогда не было такого, что мечтала о чём-то, но не могла себе позволить. Бралась за всё, что нравилось, и всего добивалась. Хотелось сыграть 24 этюда Шопена — брала и играла. Никогда не знала слов «мне с этим не справиться». Всегда была и смелость, и запас технических средств для воплощения, а если чего-то и не хватало — то училась по ходу дела решать новые задачи. А спустя годы так мне хорошо и комфортно в тех самых сочинениях, которые когда-то были заветной детской мечтой! Всё, что выучено с большой любовью — это самый ценный, золотой фонд моего репертуара.

Последние выпуски программы

Города и люди

Я воспринимаю города не по красоте их архитектуры или историческому значению. Вернее, все это важно, но даже самый обыкновенный город может стать любимым, если там мне хорошо играется, если там меня любят и ждут снова, и наоборот: впечатление даже от самого прекрасного города может быть подпорчено, если я сама недовольна тем, как там прошел последний концерт.

Публика в разных странах

Чем отличается публика в разных городах и странах? Музыка не требует перевода, а требует ли перевода реакция публики? Ведь она в зависимости от страны может очень отличаться.

Как всё успеть?

Как юному музыканту найти время на всё? Этот вопрос часто возникает у самих ребят и их родителей. Конкретнее: как успешно совмещать занятия в общеобразовательной и музыкальной школе?