Любимый инструмент

Выпуск 128
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Вдруг задумалась, а какой мой самый любимый инструмент? Кстати, чисто терминологически этот вопрос можно трактовать двояко. Какой мой самый любимый музыкальный инструмент — то есть флейта, арфа, скрипка или нечто иное; — или какой мой самый любимый инструмент среди разных марок фортепиано? Если я стану отвечать на вопрос про марки роялей, это уже будет реклама конкретных производителей, поэтому давайте всё-таки трактовать этот вопрос как желание узнать о моем любимом тембре музыкального инструмента.
Я очень люблю скрипку. Однажды я уже рассказывала, как мне самой хотелось играть на скрипке, как мне казалось, что стоит мне только начать — и скрипка сама в моих руках запоет, и я смогла бы себя выразить в звуке скрипки гораздо глубже, чем на своем собственном инструменте. Какая поразительная наивность! Скрипка — один из самых сложных инструментов, в том числе на начальном этапе обучения, и много сил требуется вложить, прежде чем она по-настоящему запоёт в руках музыканта. Но когда я слушаю великого скрипача, будто бы ставшего единым целым со своим небольшим инструментом, с индивидуальным голосом, который может выразить тончайшую интонацию, мне кажется, что прекраснее и эмоциональнее инструмента нет на свете.
Любимый инструмент
Почти то же самое я могу сказать и о виолончели; виолончель всегда сравнивают с человеческим голосом, по тесситуре она действительно наиболее близка к живым певческим голосам, только диапазон у нее больше, чем у певцов. Она одновременно и бас, и тенор, и даже сопрано. Виолончель — тёплый и сердечный инструмент. Её виртуозные возможности почти так же велики, как и у скрипки, но это не главное её качество. В отличии от скрипки, в которой иногда просвечивает некая чертовщинка (так еще со времён легенд о Паганини повелось), у виолончели нет тёмной стороны. А ещё я очень люблю самих виолончелистов. Их всегда отличишь от других музыкантов — они спокойные, умные, добрые и у них очень красивые большие руки. Это я вам говорю как дочь виолончелиста!
Из деревянных духовых я предпочитаю кларнет. Это инструмент, который может быть и серьёзным, и шутливым, и даже хулиганским; и народным, и джазовым, и академическим. Кларнет в руках большого артиста очень многолик! А в оркестре это мягкий и таинственный лирический тембр.
Из медных духовых — вот тут трудный выбор! И труба, которая зовёт, и мягкая бархатная валторна, один из самых сложных для исполнителя инструментов, и тромбоны, которые хороши и в симфонической, и в джазовой ипостаси, и даже величественная туба, а все они вместе — роскошный брасс-бэнд.
Не хочется ударяться в простое перечисление инструментов, есть ещё группа ударных, арфа, челеста… в конце концов, почему я говорю только об инструментах симфонического оркестра? Ведь есть его величество орган, есть другие инструменты из семейства клавишных. А вот кстати! Среди клавишных есть и современные, электронные инструменты. Один из моих самых-самых любимых тембров в неакадемической современной музыке — это электромеханическое пианино из 60-х годов 20 века под названием Rhodes piano. У него очень узнаваемый, а точнее- незабываемый тембр. Родес-пиано еще называют «электромеханической челестой». Обожаю этот звук, когда слышу его в джазе или в босса-новах; как говорится, при звуках родес-пиано теряю волю.
Но и всё-таки. Жизнь моя отдана инструменту под названием фортепиано. И знаете, тут есть чем гордиться. Почему именно фортепиано завоевало такую ни с чем не сравнимую популярность и среди любителей, и среди профессионалов, почему именно для фортепиано написаны тысячи, да что там — миллионы часов великой музыки? Фортепиано — это целый оркестр в руках одного человека. Недаром концертный вариант нашего инструмента получил название рояль, «королевский» — это действительно вельможа среди музыкальных инструментов. Роялю под силу все, от простой одноголосной пьески до грандиозных музыкальных картин. Рояль может петь, может танцевать, может быть ударным инструментом, а может искриться виртуознейшим каскадом звуков, пассажей и аккордов. Никогда не смогу я сказать, что мой инструмент мне покорился. А вот меня он покорил очень давно и навсегда.

Последние выпуски программы

Города и люди

Я воспринимаю города не по красоте их архитектуры или историческому значению. Вернее, все это важно, но даже самый обыкновенный город может стать любимым, если там мне хорошо играется, если там меня любят и ждут снова, и наоборот: впечатление даже от самого прекрасного города может быть подпорчено, если я сама недовольна тем, как там прошел последний концерт.

Публика в разных странах

Чем отличается публика в разных городах и странах? Музыка не требует перевода, а требует ли перевода реакция публики? Ведь она в зависимости от страны может очень отличаться.

Как всё успеть?

Как юному музыканту найти время на всё? Этот вопрос часто возникает у самих ребят и их родителей. Конкретнее: как успешно совмещать занятия в общеобразовательной и музыкальной школе?