Мой райдер

Выпуск 127
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
При подготовке любого концерта у организаторов возникает вопрос: есть ли у меня концертный райдер. Он есть, я вам о нем с удовольствием расскажу.
Для начала, что такое райдер? Это список того, что необходимо артисту на концертной площадке для оптимального результата. С этого и начнём. Мне безусловно необходим рояль. Причем рояль не какой угодно, а концертный, то есть полного размера. Напомню, что размеры рояля определяются не его шириной (она всегда одинакова), а именно длиной. Чем длиннее рояль, тем длиннее струны внутри него, и тем мощнее, ярче и богаче обертонами звук. Рояли бывают разных фирм-производителей. Чаще всего на концертных сценах встречаются инструменты марок Steinway&Sons, Ямаха, Бехштейн, Каваи, можно встретить и другие марки. Кроме собственно рояля, нужен еще специальный мягкий стул без спинки. Мы называем такой стул банкеткой. Самая важная особенность банкетки — это возможность регулировать её по высоте. Разные пианисты сидят на разной высоте, и поэтому обычные стулья нам не подходят. Также не годятся знаменитые трехногие круглые табуретки: даже не знаю, почему в своё время они были так популярны среди учащихся музыкальных школ, это крайне неустойчивая и неудобная конструкция. Механизмы регулировки высоты банкетки бывают разные: иногда нужно долго крутить винты, а иногда есть пневматические механизмы, которые регулируются одним движением под давлением собственного веса пианиста. На репетиции и концерте должен присутствовать настройщик! Это очень важная часть райдера. В любой момент может порваться или просто расстроиться струна. Обычно настройщик корректирует состояние инструмента до репетиции, между репетицией и концертом и в антракте, если концерт в двух отделениях.
Мой райдер
На сцене обязательно надо правильно выставить свет, чтобы лишние тени не мешали видеть клавиатуру, а также чтобы софиты не били прямо в глаза. Всегда непросто найти компромисс: если зритель хорошо видит лицо артиста, это скорее всего означает, что артист ослеплен ярким светом. В этом случае я всегда выбираю комфортное освещение клавиатуры, а не лица. И также всякие лишние украшения в виде цветных огней рампы, светодиодных задников сцены и прочего нам только мешают. Если я сама веду концерт, рассказывая о той музыке, которая прозвучит, а я так довольно часто делаю — то мне нужен ещё микрофон на стойке, который размещается чуть поодаль от рояля.
В райдер также входит помещение, которое называют то гримёркой, то артистической — это небольшая комната для переодевания и подготовки к концерту. Хорошо, когда в гримёрке есть инструмент, хотя бы пианино — тогда можно разыгрываться вплоть до выхода на сцену. Так бывает не всегда. А вот обязательно в этом помещении должно быть большое зеркало в полный рост, неподалеку от зеркала — электрическая розетка, и ещё должна быть вешалка, на которую можно повесить длинное платье. В моем райдере нет гримёра или костюмера: это всё я прекрасно умею делать сама. Более того, сделать самой макияж и прическу перед выходом на сцену для меня является даже успокаивающим ритуалом, и наоборот — много раз мне приходилось сталкиваться с тем, что профессионалы не всегда могут сразу понять мои пожелания. Поэтому — сама. Идеально, когда артистическая расположена довольно близко от выхода на сцену, и когда в ней не холодно, не жарко, есть возможность при необходимости прилечь на диван (это уже практически роскошь!). Также я всегда прошу, чтобы был электрический чайник, черный чай, вода без газа и немного печенья или бутербродов. Никакого изысканного меню, или, Боже упаси, напитков в моем райдере, конечно же, нет. Но возможность выпить чашку горячего чая перед выходом на сцену иногда может оказать решающее значение для удачного выступления!
Есть ещё одна часть райдера — в неё входит всё то, что касается быта. Дорога, встреча на вокзале или в аэропорту, гостиница, возможность заниматься на инструменте в свободное время — все такие вещи входят именно в бытовую часть райдера. Здесь тоже нет никаких сверхъестественных требований, только самое необходимое для обеспечения физического и морального комфорта. Путешествую я обычно в одиночку, со мной не ездит личный администратор, мне достаточно помощи людей, представляющих встречающую сторону. В плане питания я тоже довольно неприхотлива, как любой обычный человек.
Идеально, когда все условия соблюдаются по максимуму. Но в жизни бывает всё! То есть буквально любой пункт райдера может так или иначе быть нарушен. Рояль может быть меньшего размера; ну если нет в маленьком городе концертного рояля — что же теперь, не ехать к ним? Банкетка может скрипеть, это у них обидная, но частая «болезнь». В гримерке со мной могут быть другие люди, если это гала-концерт и помещений на всех не хватает. В любой сложной ситуации важно не капризничать, не строить из себя суперзвезду и ко всему стараться относиться с пониманием. Как правило, приглашающая сторона очень искренне старается сделать все на максимально возможном уровне. И даже в случае непредвиденных обстоятельств с дружелюбным и нескандальным артистом всем приятнее иметь дело, нежели с вечно недовольной звездой. Гастрольная жизнь артиста в любом случае включает в себя элементы и дискомфорта, и непредсказуемости. Моя задача — жить эту жизнь радостно и с удовольствием.

Последние выпуски программы

Города и люди

Я воспринимаю города не по красоте их архитектуры или историческому значению. Вернее, все это важно, но даже самый обыкновенный город может стать любимым, если там мне хорошо играется, если там меня любят и ждут снова, и наоборот: впечатление даже от самого прекрасного города может быть подпорчено, если я сама недовольна тем, как там прошел последний концерт.

Публика в разных странах

Чем отличается публика в разных городах и странах? Музыка не требует перевода, а требует ли перевода реакция публики? Ведь она в зависимости от страны может очень отличаться.

Как всё успеть?

Как юному музыканту найти время на всё? Этот вопрос часто возникает у самих ребят и их родителей. Конкретнее: как успешно совмещать занятия в общеобразовательной и музыкальной школе?