Как составить концертный гардероб

Выпуск 125
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Концертная одежда — это важная часть жизни музыканта, особенно если этот музыкант — женщина. С детства нас учат правильно выбрать одежду для каждого выхода на сцену, а выходы бывают разные. Обычно первые выступления — это школьные зачёты и экзамены, и на них одна форма одежды, а на концертах уже другая, более нарядная. Но даже на простых учебных выступлениях принято выходить на сцену одетым не буднично. Обувь — обязательно туфли, а не уличная. Одежда — строгая, но элегантная. Классический «белый верх — чёрный низ» из нашего советского детства — и сейчас вполне беспроигрышный вариант, могут быть и юбки, и брюки, блузки или водолазки нейтральных цветов, а вот слишком яркие цвета и вычурные фасоны для экзаменов неуместны. Так что занятия в музыкальной школе, помимо всего прочего, ещё и воспитывают классический вкус в одежде. Концерты, конечно, другое дело, и даже самые юные исполнители для публичного концертного выступления одеваются гораздо наряднее, чем для школьного зачётного вечера. Но у любой сценической одежды есть обязательный критерий: она не должна мешать собственно процессу игры на инструменте. Что же может помешать? Какие фасоны совершенно не годятся? Оговорюсь, что могут быть индивидуальные предпочтения; к тому же то, что удобно пианистке, не обязательно подойдёт виолончелистке или флейтистке, и наоборот.
Как составить концертный гардероб
Итак, концертная одежда пианистки прежде всего не должна сковывать движения рук на всех уровнях. В плечах и локтях всё должно быть свободно и удобно. На уровне же запястья не должно быть ни слишком тесных манжет, ни слишком свободно драпированной ткани, слишком широкие и длинные рукава нам не подходят. С плеч ничего не должно сваливаться даже при самых активных движениях рук и корпуса, но также ткань не должна стягивать кожу или врезаться в нее. Идеальный материал — что-то эластичное, тянущееся.
Длина платья во многом зависит от времени суток. Традиционно для вечерних концертов мы используем платья длиной до пола. Хотя почему обязательно платья? Это могут быть и юбки, и даже брюки. На уровне пояса не должно быть дискомфорта; сложно сидеть и играть, когда всё сдавлено. Поэтому пианистки, в отличие от певиц, крайне редко надевают корсетные платья — нам это очень неудобно. И даже на уровне колен ничего не должно стеснять движений. Например, в платье фасона «рыбка», где весь силуэт облегающий, и только ниже колен начинается расширение, нам очень трудно удержать равновесие, наклоняясь к самым верхним или самым нижним клавишам, то есть к краям клавиатуры.
Что касается каблуков, то они не должны быть слишком высокими. Например, мне удобен каблук высотой 8-9 сантиметров. Совсем без каблука — ещё удобнее, но на сцене длинное вечернее платье неважно выглядит с балетками. Если каблук слишком высокий, это может повлиять на тонкость педализации, а это совсем не в наших интересах. Ногу с непривычки может даже свести судорогой!
Вопрос о стиле концертной одежды очень индивидуален. Я думаю, что стиль должен отвечать духу той музыки, которая звучит в исполнении музыканта. То, что подойдёт для исполнения романтиков, не обязательно будет идеально гармонировать со стилистикой Шнитке или Гершвина. Если концерт торжественный, праздничный — это одно, но бывают и не столь радостные поводы для выступлений. В идеале, в гардеробе артистки должны быть костюмы для самых разных ситуаций — собственно, всё как и в обычной жизни. А вот когда все условия соблюдены — наступает раздолье для фантазии. Цвет, ткань, фасон, стиль — всё на выбор, всё во имя красоты и гармонии.
Не забудем и о простых бытовых задачах: здорово, если костюм не мнётся, или его легко привести в норму, например, легким ручным отпаривателем. Плохо, если костюм много весит: всё это нам предстоит складывать в чемодан. Не здорово, если платье всё целиком расшито бисером: с некоторых мест бисер отвалится после первого же концерта. Не слишком практичны наряды очень светлых цветов, всё-таки чаще всего платье «выходит» с нами на сцену не один-единственный раз.
Платья можно шить индивидуально, можно покупать. Главное, чтобы концертный костюм давал энергию, нужное самоощущение, поддерживал морально, а не отвлекал досадными неудобствами. Это наша рабочая одежда, и она должна помогать главной задаче — создавать комплексное впечатление о концерте.

Последние выпуски программы

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.

Музыка тишины

Наш быт полон звуков. Даже сейчас, когда я воскресным утром пишу эти строки, за окном у меня ездят немногочисленные машины, из ближайшего храма раздается колокольный звон, поют птицы. Это всё становится привычным звуковым фоном, на который мы обычно даже не обращаем особого внимания.