Как всё успеть?

Выпуск 130
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как юному музыканту найти время на всё? Этот вопрос часто возникает у самих ребят и их родителей. Конкретнее: как успешно совмещать занятия в общеобразовательной и музыкальной школе? Боюсь, что в моей жизни и жизни моих близких нет опыта, на основании которого я могла бы компетентно рассказать, как в современных условиях помочь ребёнку, который с одной стороны должен успевать по всем предметам в общеобразовательной школе, где предстоит сдавать ОГЭ, а затем ЕГЭ, и какие это объёмы нагрузки — я предполагаю, что это мало имеет общего с моим личным опытом учёбы в специализированной музыкальной школе, где общее и специальное образование были интегрированы друг с другом. Но всё-таки давайте порассуждаем.
Прежде всего, расставим приоритеты. Если речь идёт о младших классах школы, то скорее всего, ещё совсем не очевидно, просматриваются ли у ученика профессиональные перспективы в музыке. И соответственно, нагрузки ещё тоже не столь велики, и если грамотно составить расписание, то можно все успеть. Другое дело средние классы, и если вы уже точно решили, что вашему ребенку предстоит по окончании музыкальной школы поступать в музыкальное училище, то будет разумно бросить все возможные силы на занятия не только специальностью, то есть игрой на инструменте, но и сольфеджио — так как по этому предмету тоже сдаётся вступительный экзамен, и он очень важен. Как в этом случае облегчить нагрузку в общеобразовательной школе, не нанеся ущерб общегосударственным экзаменам — не буду давать конкретных советов, но мне кажется, что вы уже догадались, что есть ясное деление на главные и неглавные задачи, и надо создать будущему музыканту все условия, чтобы он мог больше времени уделять занятиям на инструменте.
Как всё успеть?
А вот если музыкальной школой дело и ограничится, и задача начального музыкального образования — только общекультурное развитие ребёнка, тогда имеет смысл пообщаться с педагогом по специальности, обсудить это решение и вместе выработать план действий, чтобы и общение с музыкой продолжало оставаться радостным и полезным, и не возникало чрезмерных нагрузок, мешающих основному образованию. Например, мне кажется, что в этой ситуации ребёнку совершенно не нужно участвовать в каких бы то ни было конкурсах. Пользы от них будет немного или не будет вовсе, а ненужного нервного напряжения они прибавляют существенно. Главная задача этого формата обучения — чтобы на всю жизнь привилась любовь к музыке, желание играть в своё удовольствие на досуге, чтобы человек потом всю жизнь с радостью посещал концерты и разбирался в музыкальном искусстве не понаслышке, а на собственном опыте. Репертуар тоже надо подбирать соответственно — не завышая сложность задач, но выбирая ту музыку, которая будет любимой, которую ученик будет с удовольствием разбирать и учить, и возможно, что потом всю жизнь играть в свободные минуты в кругу семьи.
Если же речь идёт об одарённом ребёнке, который уже учится в специальной школе-десятилетке типа ЦМШ или Гнесинки, то тут всё просто. Извините меня за профессиональную прямоту: предметы специального цикла превыше всего, затем по степени значимости идут русский язык и литература, затем остальные гуманитарные предметы, то есть иностранный язык, история, история искусств и прочее, а вот остальное — уже как получится. Конечно, прекрасно быть всесторонне образованным человеком и успевать изучать и математику, и естествознание, и многое другое. Кто бы спорил! Но реальность такова, что в музыкальные вузы абитуриенты сдают специальность, сольфеджио, гармонию, русский язык и литературу. И вот эти предметы обязаны быть в полном порядке. В моей собственной голове, каюсь, явно недостаточно знаний из сферы точных наук, и даже историю, как мировую, так и отечественную, мне бы хотелось знать куда лучше. А также иметь в своём багаже больше прочитанных книг, посещённых выставок, просмотренных кинокартин, и в целом, как любому человеку, хочется всегда иметь более широкий кругозор, чем тот, которым располагаешь в реальности. Но вернемся к началу разговора — прежде всего надо верно расставить приоритеты. Чего я и всем нам самим, и нашим детям от души желаю!

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.