Скрипка моей мечты

  • 22 декабря 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Я очень рано начала ездить на гастроли, причем они бывали даже очень длительные. Когда я была в пятом классе, мы небольшим составом отправились на три недели в Калифорнию. Нас было трое: еще в этой маленькой, но дружной компании была скрипачка Рипсиме Айрапетянц (которая сейчас работает в оркестре «Виртуозы Москвы») и мой педагог по специальности Тамара Леонидовна Колосс, которая была нам и руководителем группы, и педагогом, и второй мамой, потому что мы были ещё совсем маленькие. Мне 11 лет, скрипачке 14. Гастроли, тем не менее, были организованы, что называется, по-взрослому: за 20 дней 30 концертов. По два концерта в день, а один раз было даже три за один день. Мы как-то сразу поняли, что Америка не для слабаков.
Играли мы все время одну и ту же программу; слушателями были наши ровесники, ученики разных местных школ. В программе у Рипсиме была, среди прочего, первая часть скрипичного концерта Мендельсона. А я в момент её выступления переворачивала ноты Тамаре Леонидовне, которая исполняла партию оркестра. Я в эту красивую и романтичную музыку сразу влюбилась, и довольно быстро запомнила ее наизусть. Потом появился интерес и к скрипке. Я попросила Рипси дать мне её скрипку подержать и попробовать поиграть. Она согласилась, но не очень охотно — скрипачи всегда боятся, как бы никто не повредил их инструмент. Ясное дело, у меня мало что получилось, хотя я как дочь виолончелиста имела примерное представление о том, как из струнного инструмента извлекаются звуки.
Скрипка моей мечты
Гастроли закончились, я вернулась домой с сувенирами, куклой Барби и первой частью концерта Мендельсона, непрерывно звучащей в моей голове; и потребовала от мамы, чтобы она принесла мне скрипку. Вот чтобы принесла обязательно, и все тут. Мама удивилась, но принесла. Я была в полном восторге и с головой погрузилась в самостоятельные занятия, предварительно задав папе пару уточняющих вопросов на тему того, как держать смычок. Я пыталась играть гамму соль мажор, а затем номера из учебника сольфеджио. Дома нашлись ноты сонатин Шуберта и скрипичного концерта Бетховена. Сонатины пригодились; Бетховен как-то не пошёл. Тем временем Мендельсон из головы никуда не уходил. Прошло несколько месяцев ежедневных самостоятельных занятий, и я собрала родителей и сказала, что сейчас им поиграю на скрипке. На самом деле мне сейчас уже трудно понять, ЧТО я там сумела сыграть из концерта Мендельсона, подобрав его по слуху. Но папа от моей игры вдруг как-то призадумался и сказал: «не на тот инструмент отдали, что ли? Но уже поздно что-то менять…». А Тамара Леонидовна, узнав о моем увлечении, сказала: «Да, многие ребята-пианисты интересуются скрипкой. Но крайне редко кто-то воплощает этот интерес в реальность!»
А мне действительно казалось — вот была бы я настоящей скрипачкой, и у меня бы сразу все получилось, и заиграла бы легко и естественно, и красиво бы звучало, и правая рука бы летала, как птица! А не то, что эти муки со звукоизвлечением на ударном инструменте рояле, где нет прямого контакта со струной, а звук то стучит, то пропадает, и фраза не тянется, и интонация не получается… и только этюды более-менее хорошо выходят.
Интерес просуществовал еще где-то полгода и сменился на что-то другое. Наверное, появились более важные задачи по основной специальности, да и самоучкой далеко не уедешь. Но… и тем не менее. Прошло очень немало лет. И недавно у меня дома появилась скрипка. Моя собственная. И иногда, когда есть свободная минута, я её достаю и пробую сыграть гамму соль мажор и маленькие номера из хрестоматии для начинающих скрипачей. А под настроение — и первую тему из концерта Мендельсона…

Последние выпуски программы

Котики

Этот выпуск «Дневника пианистки» просто не мог не появиться на свет! Это будет совсем нетипичный выпуск. Очень домашний и личный.

Горные лыжи

Я всегда была уверена, что некоторые виды спорта — не для музыкантов.

Зачем мы выходим на сцену?

Существует огромное количество причин, по которым музыкант — юный или не очень — хочет выйти на сцену. Мотивации растут вместе с человеком.