Что делает меня сильнее

Выпуск 119
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Всем известна фраза: «Что нас не убивает, делает нас сильнее». Нет, нет и ещё раз нет, я с этим категорически не согласна. Всё, что не убивает нас, делает нас инвалидами и наносит нам травмы разной степени тяжести, совместимые с жизнью, но тем не менее невероятно болезненные, на залечивание которых уходит и время, и силы, и нервы.
Что это может быть? Неудачи. Неудача не делает нас сильнее, она вообще не про силу или слабость; она просто показывает нам, что было выбрано неправильное время, место действия, или неправильное действие в целом. Единственная польза от неудачи, и то далеко не всегда — это получение некого опыта, отрицательной обратной связи, как у Томаса Эдисона, который изобрёл лампочку после многих неудачных попыток и сказал, что он не терпел поражений, он просто нашел десять тысяч способов, которые не работают.
Это может быть критика. Никакого смысла в ней я не вижу. Критика всегда или недоброжелательна, или с неустановленным уровнем компетентности, или и то и другое одновременно. Потому что доброжелательная и компетентная высказанная оценка не называется критикой. Она называется советом или пожеланием и исходит от умных, доброжелательных и профессиональных людей. Всё остальное можно смело выкинуть на свалку: это — токсичная субстанция, она не сделает вас ни сильнее, ни успешнее, она только почём зря испортит вам настроение и подорвёт самооценку. А самые талантливые люди чаще всего мало того что самокритичны, так ещё и особо впечатлительны, и эти ядовитые иглы могут надолго застрять в их душах, продолжая долгое время разрушать их изнутри, ударив в самые чувствительные места.
Что делает меня сильнее
Так же вредно и неверие в собственные силы и способности. Человек, не верящий в себя, не бросает своё любимое дело, но делает его как-то без огня, у него не растут крылья, у него нет моментов вдохновения, когда сил в избытке, и они рвутся наружу, чтобы стать чем-то прекрасным. Неверие в себя — это та травма, которую мы наносим себе сами. Легко, конечно, взять и сказать себе — просто прекрати это делать. Но по факту, надо именно взять и прекратить. Это огромный труд, но его обязательно надо проделать.
Но что же в таком случае делает нас сильнее? Пойдем от обратного. Сильнее нас делает вера в себя, вера в нас других людей — тех, которым мы доверяем, которых уважаем. Сильнее нас делают добрые слова и искреннее восхищение. Сильнее нас делают вызовы, сверхсложные задачи, то, что называется «прыгнуть выше головы». Скажу, как в фильме про барона Мюнхгаузена — «мыслящий человек просто обязан время от времени это делать!» Иначе — остановка в развитии, иначе рутина и скука. Меня в таких случаях, когда жизнь предоставляет вызов, всегда охватывает необычайный азарт. И я напрягаю все силы, но справляюсь. И становлюсь гораздо сильнее, чем на входе в эту ситуацию. Например, на фестивале «Безумные дни» было семь концертов за три дня, и все с разными программами. Было мне страшно вначале? Конечно, было! Но после этих трёх дней, когда я справилась, весь следующий сезон прошёл на новом уровне силы, а проблема сценического волнения ушла с одного из первых мест куда-то на дальний план.
И конечно, сильнее нас делает любовь. В любом смысле этого слова, в любом контексте, в любой ситуации. Любовь, а не страхи, не комплексы, не обиды, не ощущение собственной ущербности. Только в любви человек становится таким, каким его задумал Бог: красивым, сильным и свободным.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.