Спектакль «Война и мир»

Выпуск 111
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Мне довелось побывать на спектакле театра Вахтангова, о котором много говорят, который стал тем самым событием театральной жизни, увидеть которое должен каждый, или хотя бы стремиться увидеть — в театре аншлаги, попасть нелегко. И я теперь могу сказать — да, это действительно грандиозное событие в русском театре.
Как вообще в принципе можно воплотить на сцене такое явление, как «Война и мир» — вопрос отдельный. И дело даже не в том, что это невообразимый масштаб и объём материала, а в том, что это самая что ни на есть классика — а мы все знаем, какие сейчас бывают подходы к постановкам классических произведений что в оперном, что в драматическом театре. И я шла в театр не без опасений — не увижу ли я там некую очередную попытку использовать первоисточник в целях демонстрации своих зачастую весьма оригинальных представлений и фантазий о нём.
Но нет! Сразу скажу — в спектакле Римаса Туминаса есть огромное уважение и к духу, и к букве великого сочинения Толстого. И за это моя искренняя зрительская благодарность — я увидела спектакль, где создатели так же любят «Войну и мир», как люблю её я.
Спектакль «Война и мир»
Спектакль невероятно эмоционален. Это один из приёмов режиссёра: показать героев не с их внешней, светской стороны, а будто бы изнутри, обнажив их эмоциональное существо: мы видим перед собой всё то, что обычно люди стараются удержать в себе, и лишь иногда по доле жеста, по полувзгляду мы можем догадаться о тех бурях, которые бушуют внутри в этот момент. В спектакле же мы видим каждую эмоцию воочию. Здесь не могу не упомянуть великолепного хореографа Анжелику Холину — мне уже доводилось видеть её хореографические спектакли «Отелло» и «Анна Каренина», также в театре Вахтангова; и в «Войне и мире» её работа необыкновенно точна и предельно выразительна, я просто наслаждалась идеально продуманными пластическими характеристиками персонажей.
Сценография спектакля лаконична и одновременно монументальна: единственная масштабная декорация в виде огромной стены выполняет функции любого интерьера, и плюс к тому, будто бы объектив кинокамеры. То приближает, то отдаляет от нас действующих лиц. Костюмы персонажей выдержаны в черно-серой гамме, благородны и изысканны, при полном отсутствии колористической пестроты светских нарядов создают очень аристократичную и сбалансированную визуальную партитуру. Музыкальная ткань спектакля тоже строга и утончённа: музыка звучит тихим фоном практически всё время (лично для меня это большое преимущество перед многими «пустыми» в звуковом плане драматическими постановками).
Актёрские работы просто выше всех похвал. На мой взгляд, абсолютно гениально выступает Евгений Князев в роли старого князя Болконского. Его монолог с письмом князя Андрея теперь входит в число моих самых сильных театральных впечатлений за всю мою жизнь.
Персонажи эпопеи изображены очень тепло и человечно. Они могут быть по-бытовому неуклюжи, нелепы, как Пьер Безухов, или вздорны, как старый Болконский, или непоседливы, как вся молодёжь романа, начиная с Наташи Ростовой; но в ключевые моменты в них во всех, как стальной стержень, светится ясное и твёрдое понятие чести — чести русского аристократа, русского офицера, ни секунду не сомневающегося в своих главных ценностях — готовности отдать жизнь за Родину, необходимости блюсти свою личную честь. Конечно, для контраста есть и исключения в лице Курагиных, Элен и Анатоля. Всё как задумано автором.
В отличие от темы «мира», тема войны проходит как бы фоном, но фоном, выявляющим самую суть любого взаимодействия, тем самым фоном, делающим из сцен бытовой светской жизни со всеми её своеобычными интригами великую русскую трагедию, постигать и переживать которую нам приходится вот уже который век.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.