Я бы так не смогла

Выпуск 109
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Посмотрела фильм «Вызов» — где героиня актрисы Юлии Пересильд летит в космос, да не в съёмочном павильоне, а по-настоящему. Весь фильм я невольно примеряла этот полёт на себя: а смогла бы я так?
Да дело даже не в космосе. Я вообще часто смотрю на талантливых людей, коллег, достигших большего, чем я, в своём деле, и думаю — а я бы смогла? Все, абсолютно все одарённые дети и подростки мечтают стать звездой, совершенно не понимая, из чего складывается этот путь. Я сейчас уже понимаю, и поэтому твёрдо отдаю себе отчёт: что я реально могу, а чего я не могу, и что за всё, что имеешь, надо быть благодарным судьбе: за то, что было дано и сложилось, и особенно за то, что не далось, не получилось. Это же не лотерея случайных чисел: вот этот гражданин волею случая выиграл всё, а этот недополучил, а вон тот товарищ и вовсе всё проиграл, даже что имел в начале. Это игра, где каждому даётся по его способностям. Если взяться за что-то, к чему не готов, может быть очень больно и неприятно. Мой учитель в консерватории говорил мне: не дай Бог тебе сейчас выиграть какой-то крупный международный конкурс. Я обижалась практически до слёз, я совершенно не понимала, почему он так говорит, почему он так в меня не верит — ведь это было моей главной мечтой на тот момент! Выиграть конкурс, не ради самой премии, а ради множества концертов, ангажементов и практически готовой карьеры на блюдечке.
Я бы так не смогла
Штука в том, что именно как раз это и имел в виду мой педагог. Он прекрасно понимал, что случилось бы со мной, если бы весь этот успех свалился бы на совершенно не готовую к нему меня. Как бы я просто не смогла справиться с этим вызовом и упала бы из космоса на землю, в лучшем случае больно разбившись. Но тогда я этого не могла понять.
Сейчас, на своём нынешнем уровне, я уже лучше вижу причинно-следственные связи и понимаю, что у всего есть своя цена и у всех есть свой личный предел возможностей на данный конкретный момент. Например, если я слышу, что у человека какое-то невероятное количество концертов в год, я понимаю, что за это он платит тем, что практически не принадлежит сам себе и вкалывает на пределе своих возможностей, которые сами по себе в разы выше, чем у меня. И если бы меня в юности спросили — хочешь так? — я бы радостно завизжала «конечно, хочу, очень хочу, я только этого и хочу!!!»; а теперь я спокойно говорю себе: нет. Я бы так не смогла. И я безмерно восхищаюсь теми, кто может. А я на своём месте — ровно на том, на которое у меня хватило таланта, характера, ума и сил. И если я когда-то смогу достичь большего, это будет означать, что я до этого доросла, и рискнула попробовать расширить свою зону комфорта и предполагаемый предел своих возможностей. Ведь пока сам не попробуешь, не узнаешь, на что способен.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.