Есть у музыкантов ряд моральных установок, своего рода профессиональный моральный кодекс. Он же список профессиональных заповедей, нарушение которых считается грехами разной степени тяжести. Так вот, на первом месте в этом списке стоит отмена концерта по вине самого артиста. Это самый тяжкий грех, ложащийся грузом на совесть. По большому счёту, настоящий артист знает, что есть только одна веская причина отменить выступление — если ты умер. Если просто заболел — тут уже возможны варианты. Каждому из нас не раз и не два приходилось играть концерт с высокой температурой или кое-как сбив её. По-хорошему, играть с температурой, даже не очень высокой, категорически запрещено: последствия для мышц рук могут быть такими, что не дай Бог. Известны случаи, когда люди выходили на сцену с температурой, спасали конкретный концерт, но потом вынуждены были проходить долгую и не всегда успешную реабилитацию. Поэтому в такой ситуации мы всегда до последнего момента взвешиваем все «за» и «против», и если ясно, что концерт не может быть сыгран на должном уровне качества, да ещё и с риском для здоровья рук, приходится его отменять. Это морально совершенно ужасное, тягостное ощущение, всегда связанное с настоящим чувством вины, хотя артист и не виноват, что заболел. Даже если рассудком понимаешь, что не было другого выхода, что в сложившихся обстоятельствах сделал всё правильно — всё равно лежишь, мало того, что болеешь, так ещё и тоскуешь из-за того, что подвёл и своего слушателя, и коллег. Это всегда очень нелёгкое решение.
Бывает, что концерт отменяется под воздействием неких внешних непреодолимых обстоятельств. В любом договоре всегда есть пункт о стихийных бедствиях, военных действиях, беспорядках, распоряжениях властей и так далее. С этим типом отмен мы все массово столкнулись во время пандемии, но и с другими форс-мажорами тоже приходилось сталкиваться. Чем бы ни были вызваны подобные отмены, и артистами, и слушателями они воспринимаются одинаково — как общая досада, часть жизненной непредсказуемости.
И бывает ещё, когда артист отменяет выступление… просто потому, что ему так захотелось. Безусловно, и в этом случае будет придумана и озвучена некая уважительная причина, как правило, ссылаются на болезнь; но сам-то артист знает, что он либо не готов к концерту, то есть не доучил программу и боится не быть на высоте, либо не рассчитал свои силы и взвалил на себя больше разных задач, чем способен был выдержать, либо ошибся в планировании своего времени, либо принял какое-то более интересное предложение на ту же дату. А может, так или иначе нарушил режим здорового образа жизни или ему просто внезапно стало лень. Это уже я самые экстремальные ситуации описываю.
И вот это — тот самый первый по степени тяжести грех. Так делать нельзя, просто потому что нельзя, это аксиома. Любая отмена, даже по самой уважительной причине, огорчает публику и причиняет массу проблем организаторам. Раз отменил, два отменил, и вот уже та или иная филармония задумается — а стоит ли вновь пытаться иметь дело с этим артистом?
Всё-таки, помимо чисто творческих вопросов, в нашей жизни и взаимодействиях с людьми очень важна надёжность и предсказуемость. Поэтому и сложилось железное правило: отмена — это самая крайняя мера, которой надо избегать и при малейшей возможности стараться сохранить концерт.