Одна из самых насущных проблем, с которой рано или поздно сталкивается любой музыкант, даже начинающий, не говоря уже о профессионалах — отношения с соседями. Редко кому повезло жить в отдельном доме и не задумываться о том, слышны ли кому-то звуки их многочасовых занятий. Большинство же из нас, к сожалению, являются очень токсичными соседями. По закону о тишине, который действует на данный момент, игра на музыкальных инструментах разрешена в период с 7 утра до 11 вечера, с перерывом на дневные часы тишины с 13 до 15 часов. А в выходные, хотя и не запрещено, но нежелательно играть вовсе. В разных регионах нормы могут отличаться. Но многих жильцов не устраивают громкие звуки даже в разрешённое время. О, сколько историй я знаю от коллег. Кому-то просто возмущённо стучат в стенку или во входную дверь, к кому-то регулярно вызывают участкового, кому-то удаётся договориться об определённых часах занятий. Кому-то, напротив, не удаётся договориться вовсе — и тогда приходится заниматься только в стенах учебного заведения. Стопроцентной звукоизоляции, которая позволила бы заниматься в любое время дня и ночи, по моему опыту, не существует. Но зато в последние годы появился новый тип услуг: частные репетитории, где можно арендовать классы с почасовой оплатой. Классы в них бывают разные, с пианино и с роялями, бывают даже мини-концертные залы. Эти услуги пользуются уверенным спросом!
Что касается меня лично, моя история взаимоотношений с соседями одновременно и благополучна, и удивительна. Сразу скажу, что соседи — это была ещё одна из удач в моей жизни. Мне с ними просто невероятно повезло. Все годы своего обучения я прожила в одной и той же квартире. Мои соседи прошли вместе со мной весь путь — от одноголосных песенок до сольных филармонических программ. Рояль стоял в квартире так, что звук шёл к соседям снизу и к соседям сверху, а сбоку соседей не было. Снизу жила пара интеллигентных пенсионеров. За все эти годы, а я прозанималась в той квартире без малого тридцать лет! — они не сказали ни одного дурного слова в мой адрес. Замечательные, святые люди! А сверху жила семья творческая: очень известная писательница, её муж, киновед по профессии, и их дети, примерно мои ровесники. С детьми мы очень дружили и весело проводили время и в гостях друг у друга, и во дворе. Игры наши были все с большой выдумкой — творческая фантазия им передалась по наследству.
И вот эта известная писательница, работавшая дома, по счастью, тоже ничего не имела против моих занятий. Даже как-то сказала: «а ты знаешь, под этюды Шопена мне так хорошо работается!»
И это, конечно, тоже было невероятным соседским везением для меня. Репертуар с каждым годом усложнялся, звук становился мощнее, но эти прекрасные люди как будто бы не испытывали неудобств — или, по крайней мере, относились с пониманием.
Шли годы. Мы все — я и мои друзья детства — повзрослели, разъехались кто куда. Их мама вроде бы жила где-то за городом. Я тоже переехала в другой район Москвы. И вдруг, через пару месяцев после переезда, я в своём новом доме встречаю… ту самую писательницу! Мы смотрим друг на друга в полном изумлении. «Катя, что ты тут делаешь?» — «Я недавно сюда переехала… а Вы?»
Так выяснилось, что если раньше мы были соседями по вертикали, то теперь мы живём на одном этаже, через одну квартиру. «Вот то-то я думаю, какие-то звуки знакомые мне слышались…» — сказала мне она. Честно скажу, когда она произносила эту фразу, я не увидела особого счастья в её глазах.
И другие соседи в новом доме не испытывали восторга от моей игры. Поэтому мне пришлось искать другие выходы из ситуации: теперь у меня дома высококлассный электронный инструмент, также у меня есть специальная студия для занятий, где стоит мой рояль, и часто я занимаюсь или в консерватории, или на гастролях.
Но сам факт, что мы с моей писательницей оказались невольно столь неразлучны в гигантском городе, сам по себе удивителен. Вот я думаю — это её карма или моя?