Я — женщина за роялем

Выпуск 110
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Пришло время наконец поговорить и на эту тему. Хотя я сама так часто всем говорю, как утомили рассуждения о гендерных вопросах в исполнительском искусстве, особенно когда буквально каждый журналист обязательно затронет эту тему, общаясь со мной.
Итак, ура, мне повезло и я родилась женщиной. Потом мне ещё раз повезло и я стала музыкантом-исполнителем. И вдруг в какой-то момент оказалось, что эти два фактора, совмещаясь в одном человеке, представляют собой целую систему разных проблем, задач, вызовов, и являют собой постоянный, неисчерпаемый повод поговорить обо всём этом.
Как только я осознала, что я исполнитель, но женского пола, изначальной моей установкой было: ну и что, это не имеет особого значения, это не должно сказываться на музыке, не должно быть некого мужского или женского исполнения, а бывает только хорошая или плохая игра. При этом была и вторая установка: что на сцене артистка должна выглядеть женственно, элегантно, привлекательно, но ни в коем случае не эпатажно и не вульгарно, а мой внешний облик должен отражать и мой внутренний мир, и находиться в гармонии с исполняемой музыкой. Долгое время мне казалось, что это не взаимоисключающие вещи.
Я — женщина за роялем
Таким образом, создавая внешний образ женщины-артистки, не отрицая своей женской сущности на внешнем плане, я пыталась нивелировать женское начало в игре, сделать свою исполнительскую манеру такой же, как у пианистов-мужчин. Другое дело, что я не могу достоверно и объективно оценить, что из этого мне удалось и оказалась ли я на мужском «полюсе» в своих интерпретациях.
Но не так давно мои рассуждения о проблеме вышли на следующий круг, и сейчас я считаю, что равенство мужского и женского начала на уровне количества энергии не означает одинаковость качества этой энергии. У каждого из этих двух полюсов есть свои сильные и слабые стороны, а индивидуальность артиста или артистки определяется очень многими другими факторами, нежели простое противопоставление «мужчина-женщина». Есть женщины, наделённые масштабным и мощным мышлением логического склада, а есть лирически ориентированные, тонко чувствующие мужчины. Есть прямолинейные мужчины и жеманные женщины. В конечном итоге, даже биологически в каждом из нас есть и мужские, и женские гормоны.
И в жизни, и в искусстве мне нравятся красивые, сильные, благородные и здравомыслящие люди, способные испытывать яркие, искренние и глубокие эмоции. Всё это, а также полутона, оттенки, утончённость чувств доступны талантливым людям в равной мере, и мужчинам и женщинам. Итак, мне хорошо быть женщиной, и моя природа позволяет мне быть в гармонии с собой. Не стоит стараться стать такой же, как коллеги-мужчины; достаточно быть наравне с ними, но другой.

Последние выпуски программы

Занятия на электронном фортепиано

Когда родители приводят своего сына или дочку в класс фортепиано, этот вопрос может прозвучать одним из первых: «Можно ли для домашних занятий использовать цифровое пианино?» Ведь это так удобно. Занимает мало места, не требует настройки и не раздражает соседей.

Электронные инструменты

Электронные инструменты в нашей жизни появились относительно недавно, но уже не найти пианиста, который хотя бы раз к ним не прикасался. Мы давно избавились от снобизма по отношению к электронным фортепиано, тем более что они стремительно прогрессируют, однако по-прежнему не можем считать их полноценной заменой настоящим инструментам.

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.