Кто первый?

  • 30 сентября 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Иногда мне задают вопросы, которые подсказывают мне идеи для новых выпусков «Дневника пианистки». Например, в этот раз вопрос был задан после нашего концерта с Александром Гиндиным, с которым вот уже много лет мы выступаем в фортепианном дуэте. Вопрос был такой: а как вы решаете, кто какую партию играет? И в самом деле: ведь хотя игра в фортепианном дуэте предполагает, что партии обоих музыкантов совершенно равнозначны и с художественной, и с технической точки зрения, но ведь как-то мы выбираем, кому какую партию исполнять. Есть несколько вариантов решения этой задачи.
Первый вариант самый простой. Если один из партнёров уже играл произведение, а другой ещё нет, то этот второй берёт ту партию, которая «свободна». Просто потому, что ему неважно, какую партию учить с нуля.
Есть вариант, когда оба не играли и оба должны учить сочинение заново. В этом случае смотрим, как выстроена вся остальная программа. Ведь в идеале баланс должен быть сохранён — неправильно, если кто-то один из нас будет всё время играть первую партию. Хотя, как я уже сказала, партии в основном равнозначны, но рояли-то разные! И хорошо, когда пианисты время от времени меняются местами за инструментами. У каждого своё индивидуальное звукоизвлечение, у каждого рояль будет хоть немного, да иначе звучать. Одним словом, хорошо, когда всё поровну. И в случае, если в программе есть новое для обоих сочинение, мы распределяем партии так, чтобы в общем звучании всей программы концерта соблюдалось бы равноправие и баланс.
Но случается и так, что оба играли одну и ту же партию. Мы ведь не всегда играем исключительно друг с другом, у каждого из нас бывают и другие ансамбли. И вот это сложная ситуация. Один раз мы вышли из положения, просто сравнив концертные графики друг друга. И тот, кто был немного посвободнее в тот период, стал учить новую для себя партию в уже знакомом сочинении.
Есть ещё одна маленькая хитрость. Дело в том, что совершенно необязательно играть первую партию, находясь при этом за первым роялем. Рояли на сцене стоят «валетом», хвостами друг к другу, и какой из них значится как первый, а какой второй, знают только профессиональные музыканты. А я вам сейчас расскажу, всё просто: первый рояль тот, что стоит слева, и его крышка открыта. А второй рояль стоит справа, и с него крышка снимается вообще, иначе она бы направляла звук ОТ слушателей к заднику сцены, ведь крышка рояля всегда открывается в одну и ту же сторону. Но если сесть за первый, то есть левый, рояль, и сыграть при этом на нём вторую партию — поверьте, очень мало кто это заметит! Только тот, кто очень хорошо знает сочинение. И поэтому, если вдруг общий баланс программы выстраивается так, что, например, кто-то играет очень много первой партии и очень мало второй, то для равновесия мы можем прибегнуть к такому решению. Но мы так поступаем крайне редко. Потому что мы так много лет играем вместе, что у нас сложившийся ансамбль и в этом вопросе тоже!

Последние выпуски программы

Ни пуха ни пера!

Когда мне перед выходом на сцену говорят «ни пуха ни пера», я, конечно, знаю, что полагается отвечать. Но никогда так не отвечаю. Я совершенно серьёзно: не хочется заигрывать с нечистой силой перед выходом туда, где так нужна помощь светлых и высших энергий.

Насильно мил не будешь

Я стараюсь не играть музыку, в которую не влюблена. Иногда влюбленность приходит при первом знакомстве с сочинением, иногда она разгорается в процессе работы и проникновения в тайны устройства этой музыки.

Чего нельзя делать в день концерта

Я вам уже как-то рассказывала, как выглядит идеальный день концерта, как чаще всего выглядит реальный день концерта во всём многообразии обстоятельств, благоприятных и не очень. Но мы ещё ни разу не говорили о том, чего категорически нельзя делать в день концерта.