Кто первый?

Выпуск 95
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иногда мне задают вопросы, которые подсказывают мне идеи для новых выпусков «Дневника пианистки». Например, в этот раз вопрос был задан после нашего концерта с Александром Гиндиным, с которым вот уже много лет мы выступаем в фортепианном дуэте. Вопрос был такой: а как вы решаете, кто какую партию играет? И в самом деле: ведь хотя игра в фортепианном дуэте предполагает, что партии обоих музыкантов совершенно равнозначны и с художественной, и с технической точки зрения, но ведь как-то мы выбираем, кому какую партию исполнять. Есть несколько вариантов решения этой задачи.
Первый вариант самый простой. Если один из партнёров уже играл произведение, а другой ещё нет, то этот второй берёт ту партию, которая «свободна». Просто потому, что ему неважно, какую партию учить с нуля.
Кто первый?
Есть вариант, когда оба не играли и оба должны учить сочинение заново. В этом случае смотрим, как выстроена вся остальная программа. Ведь в идеале баланс должен быть сохранён — неправильно, если кто-то один из нас будет всё время играть первую партию. Хотя, как я уже сказала, партии в основном равнозначны, но рояли-то разные! И хорошо, когда пианисты время от времени меняются местами за инструментами. У каждого своё индивидуальное звукоизвлечение, у каждого рояль будет хоть немного, да иначе звучать. Одним словом, хорошо, когда всё поровну. И в случае, если в программе есть новое для обоих сочинение, мы распределяем партии так, чтобы в общем звучании всей программы концерта соблюдалось бы равноправие и баланс.
Но случается и так, что оба играли одну и ту же партию. Мы ведь не всегда играем исключительно друг с другом, у каждого из нас бывают и другие ансамбли. И вот это сложная ситуация. Один раз мы вышли из положения, просто сравнив концертные графики друг друга. И тот, кто был немного посвободнее в тот период, стал учить новую для себя партию в уже знакомом сочинении.
Есть ещё одна маленькая хитрость. Дело в том, что совершенно необязательно играть первую партию, находясь при этом за первым роялем. Рояли на сцене стоят «валетом», хвостами друг к другу, и какой из них значится как первый, а какой второй, знают только профессиональные музыканты. А я вам сейчас расскажу, всё просто: первый рояль тот, что стоит слева, и его крышка открыта. А второй рояль стоит справа, и с него крышка снимается вообще, иначе она бы направляла звук ОТ слушателей к заднику сцены, ведь крышка рояля всегда открывается в одну и ту же сторону. Но если сесть за первый, то есть левый, рояль, и сыграть при этом на нём вторую партию — поверьте, очень мало кто это заметит! Только тот, кто очень хорошо знает сочинение. И поэтому, если вдруг общий баланс программы выстраивается так, что, например, кто-то играет очень много первой партии и очень мало второй, то для равновесия мы можем прибегнуть к такому решению. Но мы так поступаем крайне редко. Потому что мы так много лет играем вместе, что у нас сложившийся ансамбль и в этом вопросе тоже!

Последние выпуски программы

Занятия на электронном фортепиано

Когда родители приводят своего сына или дочку в класс фортепиано, этот вопрос может прозвучать одним из первых: «Можно ли для домашних занятий использовать цифровое пианино?» Ведь это так удобно. Занимает мало места, не требует настройки и не раздражает соседей.

Электронные инструменты

Электронные инструменты в нашей жизни появились относительно недавно, но уже не найти пианиста, который хотя бы раз к ним не прикасался. Мы давно избавились от снобизма по отношению к электронным фортепиано, тем более что они стремительно прогрессируют, однако по-прежнему не можем считать их полноценной заменой настоящим инструментам.

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.