Слушать Рахманинова

Выпуск 76
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Симфонические концертные программы обычно строятся так: в первом отделении солист исполняет инструментальный концерт, а во втором уже только оркестр играет симфонию. И не только по правилам хорошего тона по отношению к дирижёру, но и по велению души солист во втором отделении идёт в концертный зал, чтобы послушать симфонию. Но надо учесть, что только что сойдя со сцены, мы находимся в совершенно особом состоянии: чувства обострены, всё воспринимается намного ярче и глубже, чем когда мы после обычного дня приходим на чей-то концерт. Это очень тонкое, чуткое состояние для вхождения в музыку, нервная система максимально восприимчива и сердце открыто. И вот в таком состоянии я слушала Вторую симфонию Рахманинова, только что сыграв его Третий концерт.
Поначалу слушать трудно, собственные ещё неуспокоенные эмоции захлёстывают, даже мешают и отвлекают от звучащей извне музыки, и некоторое время музыка, которая упорно продолжает звучать внутри, борется с новой; где-то ко второй части внутреннее волнение утихает, но остаётся повышенная степень остроты эмоционального восприятия.
Слушать Рахманинова
Слушая в этом состоянии Рахманинова, я понимаю, что именно он для меня — олицетворение всего того, что зовётся «русской душой». Он и отражение моей собственной души, я нахожу в его музыке всё, что нужно сердцу, его самый сокровенный трепет. Рахманинов — это чистота и благородство, это первозданный свет и противостоящая ему тьма в разных обличьях. Рахманинов для меня — это бесконечная искренность, которая в жизни очень редко может выразиться так полно, так объёмно и безоговорочно, как её можно выразить в музыке.
Рахманинов — это счастье быть собой и понимать, что он знал про меня всё, и он каждый раз разрешает мне быть предельно откровенной. Рахманинов — это неизменное очищение души от мелкого и пустого, сиюминутного, и это очистительные слёзы. А в кульминациях — это чувство полёта наяву, когда за спиной словно бы вырастают огромные мощные крылья. Рахманинов знакомит нас, русских людей, с самими собой; с тем, как мы умеем дышать, трепетать и любить, с тем, как широки наши просторы и как звёздны наши ночи. Он бесконечно любил Россию и он лучше всех умел рассказать нам об этой любви, научить нас этой любви. Музыка Рахманинова дарит нам лучшее, что заложено в нас, даже если мы ещё не раскрыли это в себе самих, но если мы это способны переживать вместе с музыкой — значит, это в нас есть.
Рахманинов велик во всём — как творец, как артист, как человек. Весь его духовных и физический облик — одно благородство. Я неизменно думаю о нём с огромным душевным трепетом.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.