Неоклассическая музыка

Выпуск 69
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Так интересно у меня складывается, что иногда в своей музыкальной жизни я делаю шаг в сторону — не то чтобы отходя от академического жанра, но расширяя свои представления о том, что может делать академический пианист и с кем из представителей других жанров он может это делать. Первым из таких экспериментов стал концерт-спектакль Вячеслава Бутусова под названием «Пробуждённая радость», где самые известные и любимые песни группы «Наутилус Помпилиус» были переработаны для голоса и фортепиано, то есть стали практически романсами. Причём сделаны аранжировки были очень остроумно, где-то был намек на прелюдию Баха, где-то на романс Рахманинова «Весенние воды», и так далее. Таким образом, я сделала шаг в сторону рок-музыки, а Вячеслав — шаг в сторону академического жанра. И этот его шаг впоследствии получил продолжение: он создал целый студийный альбом музыки для фортепиано соло, который я же и записала. Называется альбом «Chiaroscuro» — «Светотень».
А на днях у меня случилось ещё одно интереснейшее соприкосновение с человеком из не-академической среды, который известен всей стране как композитор-песенник, автор многих популярных хитов. Таких всенародно любимых, как «Айсберг» или «Расскажите, птицы» в исполнении Аллы Пугачёвой. Это Игорь Николаев. У него растет маленькая дочка Вероника, ей сейчас шесть лет. В этом году она начала заниматься на фортепиано. И вот папа написал для дочки «Детский альбом» — 15 пьес. Конечно, пока что эти пьесы слишком сложны для самой маленькой пианистки. Но они с огромной любовью рассказывают о её детском мире. Чем-то этот цикл напомнил мне «Детские сцены» Шумана — это такие же картины из жизни и фантазий ребёнка, увиденные глазами взрослого человека. Можно вспомнить и всеми любимый «Детский альбом» Чайковского. Игорь Николаев сопроводил музыку собственными стихотворными строками и подобрал красочные, яркие иллюстрации. Это очень красивая, образная и глубокая музыка! И названия у пьес пробуждают воображение — «Двойная радуга», «Вальс под водой», «Старый клавесин», «В саду поёт виолончель», «В ожидании чуда»…
Я получала огромное удовольствие, работая над этими пьесами. Они, конечно, технически несложны; их сможет исполнить ученик средних классов музыкальной школы или продвинутый любитель музыки. И будущий исполнитель этой музыки получит большое удовольствие: мы все знаем мелодический дар Игоря Николаева, а мелодический дар — это для композитора одно из самых редких достоинств. А чтобы хорошо записать эту музыку на диск, мне потребовались все мои профессиональные умения и эмоциональное включение. Это настоящая большая детская недетская музыка, желаю ей доброго пути!

Последние выпуски программы

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Моя Alma mater

Московская консерватория. Один из самых уютных уголков Москвы на одной из самых симпатичных улиц старого центра. Чудесный дворик, утопающий в кустах сирени, памятник Петру Ильичу Чайковскому работы Веры Мухиной, вокруг которого так любят отдыхать студенты, грандиозный Большой зал и два флигеля — учебных корпуса, в которых тоже свои концертные залы.

Ода фортепианному звуку

Музыка — искусство звука. Игра на любом музыкальном инструменте — искусство звукоизвлечения. Извлечение звука из инструмента фортепиано технически выглядит как удар деревянного молоточка, обернутого в мягкий фетр, по стальной натянутой струне. Между пальцем пианиста и молоточком есть целая сложная система сообщения, которая начинается с клавиши.