Концерт с рассказами

Выпуск 63
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Недавно я опробовала новый для себя формат сольного концерта. Как это чаще всего бывает, связано это было со стечением предлагаемых обстоятельств. Программа у меня в том сезоне была довольно сложная, и для исполнения, и для восприятия неопытным слушателем. А я знала, что на моем московском концерте будет один человек, не музыкант, который в общем-то впервые в жизни услышит сольный концерт пианиста. И я подумала — чтобы человек не испугался и не заскучал, расскажу-ка я ему о своем личном впечатлении об этой музыке. Не как ее видят специалисты-музыковеды, с их профессиональными рассуждениями, а чем для меня лично она важна в эмоциональном плане. Какие в этих сочинениях есть возможные сюжеты, на что и в какой момент стоит обратить внимание. В чем та или иная особенность стиля композитора. Написала такую шпаргалку для слушателя-неофита. После объяснений мой друг слушал концерт не отрываясь и с интересом следил за музыкальными событиями! Меня это воодушевило.
Концерт с рассказами
Через несколько дней я повторяла ту же программу, но уже не на московской большой филармонической сцене, а в подмосковном музейном комплексе «Новый Иерусалим». Кстати, там совершенно изумительный концертный зал с великолепным роялем. И, подумав, что в музее публика, скорее всего, будет не столь подготовлена, как на концерте абонемента Московской филармонии, я решила рискнуть и провести концерт одновременно на двух уровнях — словесном и звуковом. Перед каждым сочинением я рассказывала, чем лично меня удивляет и трогает эта музыка. Какие смыслы я в ней нахожу, какие картины возникают на моем внутреннем экране. Мне было совсем не просто это делать; помимо того, что сложно переключиться с рассказа на игру, трудность была в том, чтобы сыграть именно то, что я «обещала» слушателям, максимально раскрыть те идеи, о которых сама же только что и рассказала им! Это было ответственно, нелегко и одновременно очень энергетически наполненно — я чувствовала эмоциональный подъем сама и слышала тишину в зале в тех самых моментах, к которым люди прислушивались, узнавая их по моим рассказам. Отклик на концерт был совершенно потрясающий! С тех пор я делаю это довольно часто — там, где в зале люди в этом нуждаются. И даже маленькие дети начинают внимательнее слушать и воспринимать великую, сложную, взрослую музыку. Конечно, этот формат сам по себе не нов, и не я его придумала, и мне раньше тоже изредка приходилось сопровождать музыку предварительными словами; но именно сейчас это стало для меня органичным. Буду продолжать.

Последние выпуски программы

Музыкальное братство

Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.

А судьи кто?

А судьи кто? Это важный и непростой вопрос, на который должен себе ответить каждый, кто берётся оценивать молодых коллег. Поскольку игра на музыкальном инструменте — искусство, а не спорт, то не существует точно измеримых критериев в духе «быстрее, выше, сильнее».

Города и люди

Я воспринимаю города не по красоте их архитектуры или историческому значению. Вернее, все это важно, но даже самый обыкновенный город может стать любимым, если там мне хорошо играется, если там меня любят и ждут снова, и наоборот: впечатление даже от самого прекрасного города может быть подпорчено, если я сама недовольна тем, как там прошел последний концерт.