От Питера до Москвы

Выпуск 86
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Иногда говорят о существовании некого негласного соревнования между московской и петербургской школами: композиторской, фортепианной и так далее. К тому безусловно есть исторические предпосылки в виде двух первых российских консерваторий. Были и есть музыканты, объединившие две столицы: например, Пётр Ильич Чайковский был одним из первых студентов Петербургской консерватории, а затем одним из первых профессоров Московской консерватории, и исторически мы Петра Ильича причисляем всё-таки к композиторам московской школы. Кстати, его однофамилец, наш замечательный современник Александр Владимирович Чайковский также в себе объединяет два музыкальных центра: был ректором Санкт-Петербургской консерватории, а сейчас худрук Московской филармонии.
От Питера до Москвы
Я сама — музыкант совершенно московский. Мой первый серьёзный концерт в Петербурге состоялся уже вполне в сознательном возрасте, и мне было интересно — как принимает московских дебютантов искушённая петербургская публика? Это люди особые, завоевать их доверие и уважение нелегко. На концерты в Большой зал Петербургской филармонии приходят меломаны со стажем, которые видели и слышали ещё самого… (тут следует длинный, бесконечный список фамилий из учебников истории музыки и музыкальных энциклопедий). Они кого попало не будут принимать на ура! Примерно такие и им подобные мысли крутились в моей бедной голове первые… нет, не пару концертов, а примерно первые десять лет моих регулярных появлений на различных петербургских сценах. Можете представить, с каким внутренним грузом ответственности я выходила на эти легендарные сцены, и это при том, что московские залы уже давно и уверенно были моим родным домом, хотя на наши сцены выходили ничуть не менее легендарные артисты. Только относительно недавно я смогла избавиться от этого психологического напряжения, за что, кстати, могу поблагодарить в том числе коллег — артистов оркестров Петербургской филармонии. Я-то знаю — уж если удалось завоевать симпатию музыкантов такого оркестра, как Заслуженный коллектив, то больше не о чем волноваться.
В Петербурге много прекрасных залов, каждый со своим лицом — Большой и Малый залы филармонии, зал Капеллы, всевозможные дворцы — это исторические, намоленные сцены. Есть и новый великолепный концертный зал — зал Мариинского театра, построенный с учётом самых современных знаний об акустике.
И удивительная публика. Которая действительно слышала всех великих, и передаёт нам, артистам, радость соприкосновения с ними через свои искренние аплодисменты уже в наш адрес.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.