Вступительные экзамены

Выпуск 79
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из самых волнующих моментов каждого лета — вступительные экзамены в вузы. Поскольку я работаю в Московской консерватории, то и слежу прежде всего за происходящим в альма-матер: то как член приёмной комиссии, то как заинтересованный в результатах наблюдатель, когда в мой класс готовится поступить абитуриент.
Пианисты сдают пять экзаменов. Первый из них — творческое испытание, то есть специальность. Это исполнение программы: прелюдия и фуга Баха, первая часть классической сонаты, два виртуозных произведения. Этот экзамен главный, важный, но, как ни странно, не решающий. Это лишь первое «сито», где отсеиваются те, кто не соответствует уровню консерватории по своим исполнительским способностям.
Вступительные экзамены
Любой экзамен оценивается по стобалльной системе. За экзаменом по специальности следует испытание под названием «коллоквиум» — собеседование. Здесь проверяют профессиональную эрудицию абитуриента. На этом экзамене многие получают высший балл, но случаются и провалы. И те, кто вместо высшего балла получил, например, 90, сразу перемещается в конец общего списка. Но редко кто на этом этапе получает непроходной балл.
Следующий экзамен называется «профессиональное испытание», и он поделён на две части, письменную и устную. Здесь проверяются знания по сольфеджио и гармонии. Это очень ответственный момент и очень важные для музыканта предметы, которыми надо всерьёз заниматься, на одном природном таланте здесь «выехать» невозможно, нужны знания.
После этого экзамена общий список приобретает совсем новый вид. Кто-то может взлететь к вершинам таблицы, а кто-то, наоборот, рухнуть, даже если был лидером после творческого испытания. Но тем не менее, за этот двухчастный экзамен выставляется одна общая оценка.
А вот дальше… начинается самое интересное. Русский язык и литература. Русский письменный — изложение, и устно — литература. Это — ДВА экзамена! За каждый из них — своя отдельная оценка! И получается, что результаты экзаменов по русскому и литературе по значимости в баллах равны и творческому, и профессиональному испытанию вместе взятым!.. Именно эти два экзамена и становятся решающими. Именно из-за них некоторые оказываются за чертой финального списка и как следствие — не попадают в число поступивших в МГК имени П. И. Чайковского.
Какой из этого вывод? Дорогие абитуриенты, учите как следует русский язык и литературу, иначе может оказаться так, что ваша гениальная игра на инструменте окажется никому не нужна.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.