Сельская филармония

Выпуск 91
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Сельская филармония — на первый взгляд это словосочетание типичный оксюморон, сочетание несочетаемого по смыслу, ведь мы говорим «филармония» и представляем себе большой красивый концертный зал, сверкающие люстры, на сцене симфонический оркестр и так далее. Но, с другой стороны, слово «филармония» означает любовь к гармонии, к музыке. И разве не может любовь к музыке проявиться в полную силу в небольшом посёлке или даже деревне?
Сельская филармония
Я давно задавала себе этот вопрос. Мы все знаем о том, что великие советские музыканты выступали не только в лучших концертных залах, но и в самых разных домах культуры, на фабриках, в цехах заводов. Правда, не везде в этих местах были достойные пианино — в воспоминаниях тех лет немало сказано о курьёзных случаях, отсутствующих у инструмента педалей или западающих клавишах… А если в зале совсем не было пианино, на помощь приходил баян — очень смешно рассказывал Ростропович, как он приехал в село играть на виолончели под аккомпанемент баяна, и вдруг в зале поднялся огромный дядя и попросил: «будь добр, помолчи немного, дай баян послушать!». И тем не менее: несмотря на многие сложности, государство ставило целью, чтобы культура шла к людям, даже если они живут очень далеко от роскошных филармонических залов. С распадом Советского Союза эта традиция совсем исчезла. Но настали новые времена. В сельских ДК стали проводить работы по реконструкции, во многие из них закупили новые инструменты. И одновременно появились очень хорошие цифровые гибридные фортепиано, на которых можно сыграть полноценный концерт. И в моей голове сложилась ясная картина: надо взять такое цифровое пианино и поехать с туром по деревням и сёлам, туда, где не ступала нога пианиста. Я долго вынашивала эту мысль, и наконец при поддержке Красноярской филармонии и Президентского фонда культурных инициатив моя мечта сбылась. Мы вместе с моим другом и коллегой, замечательным кларнетистом Игорем Фёдоровым создали программу из произведений разных эпох и жанров, и взяв с собой цифровое фортепиано Ямаха (эта дружественная нам компания выступила спонсором проекта), мы поехали в пять разных сёл Красноярского края!
Это было настоящее удовольствие. К нам на концерты приходили взрослые и дети, мы не только играли, но и разговаривали со слушателями, рассказывали им о музыкальных произведениях, которые они услышат, отвечали на их вопросы — было необыкновенно приятно получать вопросы от ребят, было видно, что им искренне интересно! Мы убедились, что наша идея нужна людям, и мы действительно первые академические музыканты, кто к ним приехал и сыграл настоящий филармонический концерт. Энергетика поразительная! Каждый наш концерт длился не меньше двух с лишним часов, но никто не хотел расходиться, а в конце нас благодарили аплодисментами от души и просили приезжать ещё. И мы обязательно продолжим этот проект.

Последние выпуски программы

Сколько часов в день вы играете на рояле?

Это одна из тех тем, которые невозможно обойти в «Дневнике пианистки». Обычно ответ на вопрос, сколько часов в день занимается тот или иной музыкант, очень интересует детей, обучающихся музыке, но предположу, что и многим взрослым может быть интересно.

А было ли детство?

Это справедливый, пусть и неоригинальный вопрос: а есть ли детство у музыкантов? Это вопрос настолько часто приходится слышать, что уже надо с этим разобраться окончательно. Понятно, что у всех детские годы складывались по-разному, а я могу только о своем опыте рассказать.

Музыкальное братство

Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.