Фестиваль, на котором не играют на бис

Выпуск 70
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
У меня в руках листки с таблицей моего расписания на ближайшие три дня. Все распланировано по минутам, даже время на переход из одного концертного зала в другой. Всё, что написано в плане, должно выполняться с неукоснительной пунктуальностью; стоит задержаться хотя бы на пять минут, и уже нарушится ход этой сложной и прекрасной машины под названием «Безумные дни» в Екатеринбурге. Да, «Безумные дни» — это не моё эмоциональное определение происходившего, а название фестиваля, который придумал почти 30 лет назад французский продюсер Рене Мартен. В оригинале название звучит как La Folle Journée, и родился этот фестиваль во французском Нанте, а затем его стали проводить ещё и в Токио. Думаю, что в Токио не в последнюю очередь потому, что пунктуальность японцев позволяет исполнить концепцию фестиваля наилучшим образом. Ведь главная идея фестиваля — в том, что на нескольких площадках, расположенных в шаговой доступности друг от друга, целыми днями с утра до вечера идут концерты. Длительность любого концерта — 45 минут, не больше, чтобы слушатели по завершении одного концерта могли бы успеть перейти в другой зал на следующий концерт. И такая сумасшедшая концертная круговерть длится ровно три дня. Оказалось, что такой формат подходит и для российской почвы, и начиная с 2015 года фестиваль пришёл в Россию, в Свердловскую филармонию, где этим летом мне и довелось принять в нём участие. За три дня сыграла семь концертов — соло, с оркестрами, в составе камерных ансамблей. Более четырёх часов чистой музыки!
Фестиваль, на котором не играют на бис
У фестиваля всегда есть определённая тема. Например, в этот раз темой стала музыка ранних романтиков: Шуберта, Шопена, Мендельсона, Листа, Шумана. Много звучало хорошо знакомой, самой любимой музыки — фортепианные концерты Шопена, симфонические поэмы Листа, но были и редко исполняемые сочинения. Иной раз знакомая музыка звучала совершенно ином жанровом переосмыслении — фестиваль открыт не только для академических музыкантов.
С одной репетиции бежишь на другую, а оттуда на концерт, и запросто может быть три концерта в день. Когда мне прислали приглашение с расписанием, мне стало страшно — возможно ли вообще такое выдержать физически?.. Но к третьему-четвертому концерту стало ясно, что не просто возможно, а этот жёсткий и чёткий ритм ещё и вводит в состояние некой эйфории, просто набираешь скорость и оно само летит! На каждом концерте — переполненный зал. Билет на концерт, кстати, стоит всего 200 рублей. Люди и артисты переходят из зала в зал, в воздухе звенит радостное возбуждение и воодушевление, оно передаётся со сцены слушателям и обратно. И когда все внезапно заканчивается, хочется через год испытать всё это снова.

Последние выпуски программы

Занятия на электронном фортепиано

Когда родители приводят своего сына или дочку в класс фортепиано, этот вопрос может прозвучать одним из первых: «Можно ли для домашних занятий использовать цифровое пианино?» Ведь это так удобно. Занимает мало места, не требует настройки и не раздражает соседей.

Электронные инструменты

Электронные инструменты в нашей жизни появились относительно недавно, но уже не найти пианиста, который хотя бы раз к ним не прикасался. Мы давно избавились от снобизма по отношению к электронным фортепиано, тем более что они стремительно прогрессируют, однако по-прежнему не можем считать их полноценной заменой настоящим инструментам.

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.