Гастрольный тур

Выпуск 54
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Тур — это когда с одной и той же программой едешь на гастроли во много разных городов подряд. Каждый день новый город и изредка выходные, связанные, как правило, с длинными переездами.
Я очень рано познакомилась с практикой гастрольных туров, мой первый тур состоялся, когда мне было 11 лет. Это был фестиваль советской культуры в Калифорнии, где за 20 дней мы с коллегами сыграли 30 концертов. Да-да, именно так, по два концерта в день. Но зато там не было переездов, всё происходило в одном городе. А уже на следующий год в Японии тур состоял из 15 концертов, но в разных городах.
И первое, о чем хочется поговорить — это эволюция концертной программы, которую играешь много-много раз подряд. Предположим, что программа относительно новая, выученная или составленная специально для этого тура. И первые несколько выступлений, скажем, два-три, будут разгоном. Программа будет набирать силу, в ней будут открываться всё новые ресурсы. Особенно большой качественный скачок происходит после первого концерта, но и потом рост продолжается.
Затем наступает фаза плато. Несколько концертов подряд программа на первом пике своей формы — и мне комфортно, и можно прямо на сцене импровизировать, момент творчества находится на максимуме, поскольку все исполнительские сложности уже в целом утряслись, программа уверенно встала на ноги.
Дальнейшее зависит от расписания тура. Если к этому моменту, а это примерно ближе к десятому концерту, физическая усталость от поездки уже накопилась, то может последовать спад. Уходит чувство новизны и острого интереса к программе, плюс самое обыкновенное утомление от ежедневных переездов приводит к тому, что несколько концертов могут быть не столь эмоционально заряжены; однако если ты профессионал, то публика не должна это замечать, а ты сам не должен позволять себе слишком явно показать усталость.
А ближе к концу тура наступает второй пик, потому что понимаешь, что всё близится к завершению, и надо напоследок получить максимальное удовольствие от того, как же хорошо уже программа вошла в руки и голову, как свободно ты себя в ней ощущаешь, какие всё новые находки случаются прямо во время исполнения, и как это здорово — ни капельки не волноваться перед выходом на сцену. Впрочем, волнение уходит уже где-то к третьему-четвертому концерту, и в этом одно из грандиозных преимуществ исполнения много раз подряд одной и той же программы. Вообще тур — это мощнейший инструмент самосовершенствования. Когда ещё удастся так отшлифовать репертуар, да не просто сидя дома, а постоянно проверяя себя сценой!
С другой стороны, в туре меньше возможностей заниматься, ведь немало времени уходит на переезды. Да и физической выносливости они требуют немалой. Иной раз и поесть толком не успеваешь — с поезда бегом на репетицию, перебиваясь чайком с печеньками. После концерта не всегда удаётся быстро заснуть, но надо, ведь рано утром снова предстоит покидать вещи в чемодан и дальше в путь. А перед концертом где-то надо выкроить время наедине с инструментом, чтобы медленно пройти сложные места, чтобы они не заболтались, не замылились.
Те произведения, которые прошли практику гастрольного тура, потом на всю жизнь — лучшие твои друзья, их помнишь в любом состоянии, они всегда готовы к исполнению, в любой момент.
И вообще тур, особенно с оркестром — это довольно редкое и очень важное и приятное событие. В нём обязательно, помимо всех ответственных сторон, есть ещё и радость общения с коллегами, и веселье, и юмор, и к концу поездки все уже друг другу как родные.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.