Выезд на гастроли

Выпуск 62
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Взглянув на список стран и городов, в которых побывал музыкант, любой ахнет: «О, да вы весь мир повидали!» Лично у меня в списке более сорока стран, а города уже не поддаются учёту. В одной только Японии их несколько десятков, не говоря уже о родной стране.
Но так ли это на самом деле? Можем ли мы сказать, что действительно повидали все эти города, и как вообще устроены гастрольные поездки?
Обычный, традиционный визит в отдельно взятый город чаще всего выглядит так. Я сажусь в самолёт или поезд, добираюсь до места назначения, и дальше есть два варианта.
Один — комфортный. Это означает, что после прибытия у меня есть время отдохнуть, свободный вечер, в который я могу либо позаниматься, либо сразу отдыхать, а первая репетиция с оркестром — завтра утром.
Но есть и другой вариант, что называется, не для слабаков. Например, я лечу на восток, а эти рейсы обычно ночные. Ночь из-за разницы часовых поясов сокращается, я прилетаю по местному времени уже утром, и до репетиции остаётся два-три часа. То есть, практически не спав, надо идти к дирижёру и оркестру и показывать чудеса профессионализма. Это очень нелегко, но и это тоже в нашей жизни нередко случается. И теперь я знаю, что имели в виду мои педагоги, когда говорили: «Вот это ты должна выучить так, что ночью тебя разбуди — а ты сыграешь».
Если же мы идём по комфортному варианту — после утренней репетиции остаются силы, свободна от обязательств вторая половина дня — казалось бы, самое время действительно взять и погулять по городу, увидеть что-то интересное. Но в реальной жизни чаще всего… нужно сесть и позаниматься: улучшить что-то из нынешней программы, поучить то, что предстоит исполнять в ближайшие дни на следующих концертах. И слава богу, что есть это время для занятий! Обычно оно абсолютно необходимо.
Но бывает ведь и так, что пребывание в городе наполняется и другими делами. Самый частый случай — мастер-классы или творческая встреча. Бывают и встречи с городской администрацией в сфере культуры, бывают различные интервью. Большая радость, если в городе живут мои давние друзья, с которыми я встречаюсь вечерами, после всех дел, на ужине.
Так проходит первый день в городе. На второй день, как правило, уже сам концерт. Перед ним обязательно есть генеральная репетиция — или утром, или прямо перед выступлением. Но в день концерта не принято сильно утомляться. Поэтому и здесь выкроить время на то, чтобы посмотреть город, не выходит. Можно заняться какими-то спокойными делами в гостиничном номере. Например, этот текст я пишу как раз утром в день концерта.
Затем вечером мы играем концерт. Бывает и так, что сразу после него нужно мчаться на вокзал или в аэропорт, даже не успев поужинать. И совсем удобно, если обратный путь начинается наутро. Вот, собственно, и всё!
Так выглядит типичный краткосрочный приезд в город N. А иногда приезжаешь в город даже не на сутки, а буквально на несколько часов: утром приехал на поезде, вечером сыграл сольный концерт, тем же вечером и обратно.
Как вы видите, познакомиться с городом практически нереально. Всё, что мы видим, — это аэропорт, гостиница, концертный зал, класс с роялем и парочка кафе. И виды из окна автомобиля или гостиничного номера.
Однако, бывают счастливые исключения из этого правила. Например, если в городе идёт фестиваль и ты задействован в нескольких концертах. Вот тогда времени становится больше, и можно, например, съездить и окунуться в Байкал, как это всегда происходит в гостях у Дениса Мацуева в Иркутске.
Очень редко удаётся специально запланировать лишний день, чтобы посвятить его отдыху и прогулкам. Но и такое гастрольное счастье иногда посещает артиста. Поэтому всё-таки можно сказать, что мы видим мир. Пусть и не как туристы, а через призму наших концертов, но всё же запоминаем и страны, и города не только по архитектуре и акустике их концертных залов.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.