Что должен уметь музыкант?

Выпуск 61
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Помимо своей основной сферы деятельности, разумеется.
Не так уж и мало!
Прежде всего, музыкант должен быть разносторонне образованным человеком, а не просто ремесленником, который умеет нажимать нужными пальцами на правильные клавиши, струны или клапаны. Наши старые профессора говорили так: «В твоей игре слышны книги, которые ты не прочитал, и музеи, в которых ты не был». С другой стороны, можно посетить сотни музеев и прочесть тысячи книг, но так и не научиться играть на инструменте… Поэтому в юности мы всегда стараемся, большей частью безуспешно, хоть как-то соблюдать этот баланс. Но нет никаких сомнений, что интересный и многогранно образованный человек будет более глубоким музыкантом, чем тот, кто сутками сидел за инструментом, не получая никаких других впечатлений. Не только в искусстве — в своей собственной эмоциональной жизни!
Музыкант должен уметь общаться. Мы живём в социуме. Хороший музыкант может сколько угодно играть для самого себя и самых близких. Но если он мечтает быть на сцене и играть для слушателей, то ему нужно, чтобы о нём узнали. А когда о нём узнают, нужно поддерживать добрые отношения с близкими ему по духу людьми своего профессионального круга: дирижёрами, организаторами концертов и всем многообразным музыкальным миром.
Нужно также быть добросовестным и надёжным. Никто не захочет работать с человеком, который пусть и невероятный талант, но регулярно отменяет выступления или опаздывает на самолёты. Личное расписание тоже необходимо уметь составлять — правильно оценивать силы и не ставить концерты так, чтобы потом еле успевать судорожно повторить программы.
Артист должен уметь выстраивать собственный образ, прежде всего творческий облик. Это в некотором роде артистическое амплуа: составление интересных программ, выбор того главного, к чему больше всего лежит душа, знание своих сильных сторон. Но в наше время не только творческий образ музыканта интересен публике. Важен его стиль, в том числе в общении с внешним миром. Сейчас эту функцию в основном взяли на себя соцсети, и тем более возросла роль самого артиста в формировании, как говорят, личного бренда. И здесь тоже нужно обладать чувством вкуса и меры, чтобы во всех своих проявлениях быть искренним, но не развязным. Конечно, если мы говорим о правилах хорошего тона для академического музыканта.
Очень важное умение — организация своего личного времени, тайм-менеджмент. Над нами нет начальника, который следил бы за организацией рабочего процесса, мы, как говорится, свободные художники. И только даты концертов — наш единственный ориентир во времени. Здесь важна привычка к планомерной работе и сила воли. Иногда очень хочется отдохнуть, но понимаешь, что концерт близок. Есть у этого и обратная сторона: иногда и надо бы отдохнуть, но привычка всё время быть в рабочем тонусе заставляет то и дело чем-то заниматься. Тем, кто совмещает концертную деятельность с чем-то другим, например с преподаванием, особенно важен такой тайм-менеджмент.
Много всего нужно уметь, вплоть до ведения домашнего хозяйства. Куда деваться от него!
Но самое главное — это то, чему нельзя научить и, пожалуй, нельзя научиться: артист должен уметь влюблять в себя людей. Тот, у кого наряду с другими есть этот дар, должен обращаться с ним благородно, потому что дар такое дело: Бог его даёт, но может и забрать. И обладатель дара может зарыть его в землю, а может и преумножить многократно — использовать его на благо искусства и для людей.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.