Курьёзные случаи на концерте
Выпуск 52
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как же я не люблю этот вопрос от интервьюеров! Его задают часто, но тем не менее я каждый раз ненадолго зависаю в раздумьях. Ведь курьёзные случаи — это не то, чего ждёшь на концерте как радость. В идеале на концерте никаких неожиданностей нам не надо. Они нервируют, выбивают из колеи. И наоборот, когда всё идёт по традиционному пути, артисту хорошо и спокойно!
Однако неожиданности разного рода, весёлые и не очень, всё же случаются.
Однажды прямо во время игры ко мне на клавиатуру сверху спустился… маленький паучок. Он висел на своей тонкой паутинке. К счастью, я не боюсь пауков, и он меня скорее заинтересовал, чем шокировал. Но мы недолго общались: в музыке приближался бросок левой рукой в направлении басов, и бедняга был сбит, как говорится, разящей дланью.
В другой раз мы с моими друзьями и партнёрами Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым играли трио в одной из региональных филармоний. Но стоило нам начать концерт, как вдруг прямо откуда-то сверху раздался оглушительный звук перфоратора. Нам пришлось прервать концерт. Полный зал сидел и ждал, пока найдут незадачливого работника и свяжутся с ним. Но, как только мы заиграли вновь, звук повторился! Нам пришлось остановиться, и мы начали общаться с публикой. Мы говорили о том о сём. И только когда нас заверили, что вопрос с дрелью решён окончательно, мы смогли спокойно в третий раз начать концерт и играть уже без остановок.
Примечательно, что утром этого же дня, когда я мирно разыгрывалась в классе в этом же здании, вдруг со звуком выстрела оторвался от трубы и отлетел далеко в сторону… металлический радиатор отопления и чудом меня не повредил — речь шла о паре десятков сантиметров. Видимо, ремонт в здании шёл полным ходом. Это мог бы быть неприятный курьёз.
Рассказы про внезапное отключение света есть практически у каждого музыканта. Для меня это было во благо! Я играла Концерт Шумана, а в нём очень заковыристый финал: сидишь да только и думаешь о тексте, как бы не свернуть не туда. И вдруг посреди этого самого финала в зале гаснет свет! Это было самое начало лета, и света из окон вполне хватало, чтобы не останавливать оркестр. А мне вдруг стало… легко и спокойно: я поняла, что любые гипотетические сложности с текстом можно будет списать на свет, и в полном спокойствии успешно доиграла свой финал, не испытав никаких проблем!
Однажды на репетиции всё было хорошо, а перед концертом в целях интернет-трансляции мне прямо под левую руку безо всякого предупреждения поставили видеокамеру. Я выхожу на сцену, а там помеха слева. Пришлось на глазах у публики удалить камеру, выдернув её из розетки. Иначе она бы улетела, примерно как тот маленький паучок!
А ещё был очень милый случай. Я прилетела на край света — в Перу. Играть Первый концерт Чайковского. Оркестр молодёжный, очень симпатичные ребята, во многом неопытные, и я по ходу репетиций кое-где подсказываю им и дирижёру какие-то оптимальные решения с точки зрения ансамбля или исполнительские традиции. Сыграли вполне удачно, и после концерта дирижёр подошёл ко мне со словами благодарности: «Спасибо вам, — сказал он мне, — что мы именно с вами, русским музыкантом, впервые исполнили Первый концерт Чайковского! Нам это было очень важно и интересно!»
И я на всю жизнь запомнила этот симпатичный оркестр на краю света (с нашей, конечно, точки географического обзора), который впервые играл то, что у нас иногда в шутку требуют на несколько лет запретить к исполнению. И пусть это не было курьёзным случаем, но это было приятно и радостно. И если уж нельзя совсем без курьёзов, то пусть они будут такими добрыми!