Курьёзные случаи на концерте

Выпуск 52
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Как же я не люблю этот вопрос от интервьюеров! Его задают часто, но тем не менее я каждый раз ненадолго зависаю в раздумьях. Ведь курьёзные случаи — это не то, чего ждёшь на концерте как радость. В идеале на концерте никаких неожиданностей нам не надо. Они нервируют, выбивают из колеи. И наоборот, когда всё идёт по традиционному пути, артисту хорошо и спокойно!
Однако неожиданности разного рода, весёлые и не очень, всё же случаются.
Однажды прямо во время игры ко мне на клавиатуру сверху спустился… маленький паучок. Он висел на своей тонкой паутинке. К счастью, я не боюсь пауков, и он меня скорее заинтересовал, чем шокировал. Но мы недолго общались: в музыке приближался бросок левой рукой в направлении басов, и бедняга был сбит, как говорится, разящей дланью.
В другой раз мы с моими друзьями и партнёрами Никитой Борисоглебским и Сергеем Антоновым играли трио в одной из региональных филармоний. Но стоило нам начать концерт, как вдруг прямо откуда-то сверху раздался оглушительный звук перфоратора. Нам пришлось прервать концерт. Полный зал сидел и ждал, пока найдут незадачливого работника и свяжутся с ним. Но, как только мы заиграли вновь, звук повторился! Нам пришлось остановиться, и мы начали общаться с публикой. Мы говорили о том о сём. И только когда нас заверили, что вопрос с дрелью решён окончательно, мы смогли спокойно в третий раз начать концерт и играть уже без остановок.
Примечательно, что утром этого же дня, когда я мирно разыгрывалась в классе в этом же здании, вдруг со звуком выстрела оторвался от трубы и отлетел далеко в сторону… металлический радиатор отопления и чудом меня не повредил — речь шла о паре десятков сантиметров. Видимо, ремонт в здании шёл полным ходом. Это мог бы быть неприятный курьёз.
Рассказы про внезапное отключение света есть практически у каждого музыканта. Для меня это было во благо! Я играла Концерт Шумана, а в нём очень заковыристый финал: сидишь да только и думаешь о тексте, как бы не свернуть не туда. И вдруг посреди этого самого финала в зале гаснет свет! Это было самое начало лета, и света из окон вполне хватало, чтобы не останавливать оркестр. А мне вдруг стало… легко и спокойно: я поняла, что любые гипотетические сложности с текстом можно будет списать на свет, и в полном спокойствии успешно доиграла свой финал, не испытав никаких проблем!
Однажды на репетиции всё было хорошо, а перед концертом в целях интернет-трансляции мне прямо под левую руку безо всякого предупреждения поставили видеокамеру. Я выхожу на сцену, а там помеха слева. Пришлось на глазах у публики удалить камеру, выдернув её из розетки. Иначе она бы улетела, примерно как тот маленький паучок!
А ещё был очень милый случай. Я прилетела на край света — в Перу. Играть Первый концерт Чайковского. Оркестр молодёжный, очень симпатичные ребята, во многом неопытные, и я по ходу репетиций кое-где подсказываю им и дирижёру какие-то оптимальные решения с точки зрения ансамбля или исполнительские традиции. Сыграли вполне удачно, и после концерта дирижёр подошёл ко мне со словами благодарности: «Спасибо вам, — сказал он мне, — что мы именно с вами, русским музыкантом, впервые исполнили Первый концерт Чайковского! Нам это было очень важно и интересно!»
И я на всю жизнь запомнила этот симпатичный оркестр на краю света (с нашей, конечно, точки географического обзора), который впервые играл то, что у нас иногда в шутку требуют на несколько лет запретить к исполнению. И пусть это не было курьёзным случаем, но это было приятно и радостно. И если уж нельзя совсем без курьёзов, то пусть они будут такими добрыми!

Последние выпуски программы

Музыкальное братство

Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.

А судьи кто?

А судьи кто? Это важный и непростой вопрос, на который должен себе ответить каждый, кто берётся оценивать молодых коллег. Поскольку игра на музыкальном инструменте — искусство, а не спорт, то не существует точно измеримых критериев в духе «быстрее, выше, сильнее».

Города и люди

Я воспринимаю города не по красоте их архитектуры или историческому значению. Вернее, все это важно, но даже самый обыкновенный город может стать любимым, если там мне хорошо играется, если там меня любят и ждут снова, и наоборот: впечатление даже от самого прекрасного города может быть подпорчено, если я сама недовольна тем, как там прошел последний концерт.