Регламент поведения на сцене

Выпуск 51
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Так сложилось, что практически любое действие исполнителя на сцене происходит не просто так, а подчинено некоему смыслу или правилу.
Если это сольное выступление, порядок проще: нет взаимодействия с другими участниками, помимо ведущего. Но даже в этом случае надо продумать, с какой стороны обойти рояль, например. Проследить, чтобы из рояля был вынут пюпитр, а крышка поднята на правильную высоту и под правильным углом. Решить, сколько раз в течение концерта можно уйти за сцену, чтобы немного передохнуть или переключить себя и публику, и в какие конкретно моменты программы это следует сделать, чтобы общая драматургия концерта была наиболее оправданной. Надо заранее предупредить об этих планах ведущего концерта.
По окончании всей программы принято дважды уйти за сцену и вернуться, прежде чем решиться играть на бис. Из этого правила есть исключения по ситуации, но чаще всего происходит именно так. Количество бисов определяется по интенсивности аплодисментов, их бывает в среднем от одного до трёх.
Если выступает ансамбль, то правила примерно те же самые, только при выходе на сцену и со сцены женщин обычно пропускают вперёд.
И намного больше правил, если выступление с оркестром. Оркестр уже находится на сцене, и выходит сначала солист, за ним следует дирижёр. Никогда не наоборот! Солист-пианист кланяется публике, пожимает руку первой скрипке, кивком приветствует оркестр и садится за инструмент.
Перед тем как начать играть, дирижёр и солист обязательно переглядываются, чтобы убедиться, что оба готовы начинать. Это очень важное правило. Пианист мог не успеть отрегулировать высоту банкетки, например. Со мной однажды такое случилось. Дирижёр начал не глядя, а вступление Третьего концерта Рахманинова короткое — всего два такта. Пришлось спешно начинать как есть, а банкетку подкручивать в ближайшей паузе. Вообще, визуальный контакт солиста и дирижёра важен как на протяжении исполнения программы, так и между частями, чтобы понять, когда можно начинать новую часть произведения.
По окончании исполнения, встав из-за рояля, солист прежде всего обращается не к публике, а к дирижёру: пожимает ему руку, они могут обнять друг друга в знак радости и благодарности за успешное исполнение. Хорошо и правильно также, не откладывая, пожать руку концертмейстеру. Я обычно приветствую и второго концертмейстера, и весь оркестр в целом. И только потом солист и дирижёр благодарят публику поклонами. Когда поднять оркестр, решает дирижёр. Это не задача солиста.
Мне нравится кланяться вместе с дирижёром за руку; я всегда приглашаю его, и мы вместе делаем этот шаг к авансцене, ближе к слушателям. Это создаёт ощущение уважения друг к другу и единства после исполнения. Затем, после нескольких поклонов, следует уйти за сцену (и опять солист идёт впереди дирижёра), но не выжидать за кулисами слишком долго и снова вместе вернуться на сцену. А вот третий выход чаще всего солист совершает один. Таким образом, дирижёр остаётся за сценой и позволяет солисту получить свою личную долю аплодисментов и сыграть на бис. Дальше всё идёт уже по ситуации. Мы вместе оцениваем перспективу второго биса, и либо солист снова идёт один и играет, либо выходим вместе: в заключительный раз дирижёр поднимает оркестр, а затем концертмейстер вслед за выходом со сцены солиста и дирижёра уводит весь оркестр.
Вроде бы это неписаные правила, однако на практике они обязательно соблюдаются, и на любом концерте происходит примерно одно и то же. Это наша вежливость, наш сценический этикет.

Последние выпуски программы

Сколько часов в день вы играете на рояле?

Это одна из тех тем, которые невозможно обойти в «Дневнике пианистки». Обычно ответ на вопрос, сколько часов в день занимается тот или иной музыкант, очень интересует детей, обучающихся музыке, но предположу, что и многим взрослым может быть интересно.

А было ли детство?

Это справедливый, пусть и неоригинальный вопрос: а есть ли детство у музыкантов? Это вопрос настолько часто приходится слышать, что уже надо с этим разобраться окончательно. Понятно, что у всех детские годы складывались по-разному, а я могу только о своем опыте рассказать.

Музыкальное братство

Пока мы совсем юные, учимся в специальных учебных заведениях и дружим с однокашниками, может показаться, что это действительно похоже на искреннее братство — все увлечены одним и тем же делом, все любят музыку, все много трудятся, большинство настроено на успешную учёбу.