Большой зал консерватории

Выпуск 48
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Московская консерватория и её Большой зал — наиболее устойчивые музыкальные словосочетания с самых младых ногтей. Это потом узнаёшь, что у главных московских залов есть свои аббревиатуры: БЗК, КЗЧ, МЗК и так далее… Они становятся частью повседневной жизни, строчкой в ежедневнике, но не перестают быть священными и вызывать особый трепет.
Итак, Большой зал Московской консерватории. Мои первые связанные с ним воспоминания — мы с мамой сидим где-то в первом амфитеатре, на сцене оркестр, где играет папа. Это дневной абонемент, ведущая — Жанна Дозорцева. Я сначала слушаю, а потом начинаю уставать и скучать. Но кругом есть что разглядеть: вокруг портреты композиторов, на сцене есть всякие блестящие музыкальные инструменты, время от времени музыка прерывается аплодисментами, можно рассматривать публику, а в сумке есть мандарины, если уж совсем тоска. Мне примерно пять лет. Я делаю что угодно, кроме, собственно, внимательного слушания музыки.
Колонны органа кажутся какими-то сказочными великанами в шлемах. На самом деле мне и до сих пор они представляются одушевлёнными богатырями в фантастических головных уборах с завитушками. Детские впечатления крепки.
Проходит всего год — и я сама выхожу на эту сцену с маленьким выступлением. Я уже знаю, что это очень важное событие и главнее этой сцены нет в целом мире. Но всё проходит быстро и успешно, и я сразу же обо всём этом забываю.
Все последующие выступления на этой сцене были большими личными событиями. Сейчас она мне родная, вдохновляет и придаёт силы. Но совладать с ней, выйти на неё бесстрашно и уверенно получилось далеко не сразу. Поначалу, конечно, больше всего на сознание давит мысль: сколько же великих людей ходили по ней! Сколько легендарных артистов стояли за этой дверью, волнуясь перед первым шагом на сцену! Сколько грандиозных событий видел этот великий зал с уникальной акустикой! Акустика, кстати, не из простых, она тоже покоряется только тем, кто смог её приручить.
Достойна ли я быть в ряду тех, кто играл в этом зале? Это был главный вопрос в годы учёбы. И это была главная мечта: чтобы однажды случилось так, что я окажусь на месте тех, на кого сегодня я с восхищением смотрю из зала. Или даже вместе с ними на сцене.
Долгие годы я морально готовилась к тому, чтобы сыграть на сцене Большого зала сольный концерт. Было время, когда я чувствовала: нет, мне ещё рано, я не выдержу этого психологически. А потом настал тот самый момент, когда стало ясно: пора перейти рубеж.
Для московского музыканта давление авторитета Большого зала консерватории сильнее, чем для кого бы то ни было. Здесь все свои, здесь судят строго, невзирая на имена. А строже всего судит время, которое всё и всех расставляет по своим местам. И, конечно, наши слушатели, многие из которых были свидетелями великих событий на этой сцене.

Последние выпуски программы

Занятия на электронном фортепиано

Когда родители приводят своего сына или дочку в класс фортепиано, этот вопрос может прозвучать одним из первых: «Можно ли для домашних занятий использовать цифровое пианино?» Ведь это так удобно. Занимает мало места, не требует настройки и не раздражает соседей.

Электронные инструменты

Электронные инструменты в нашей жизни появились относительно недавно, но уже не найти пианиста, который хотя бы раз к ним не прикасался. Мы давно избавились от снобизма по отношению к электронным фортепиано, тем более что они стремительно прогрессируют, однако по-прежнему не можем считать их полноценной заменой настоящим инструментам.

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.