День концерта: реальность

Выпуск 47
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Про идеальный день концерта я уже рассказывала. А в реальности он может выглядеть практически как угодно. Неизменным в нём останется только одно — сам концерт.
Начну с того, что день концерта может начаться в одном городе, а сам концерт может состояться совсем в другом. Я стараюсь избегать перелётов в день концерта, но получается не всегда. Мой рекорд — ночной перелёт в Петропавловск-Камчатский, прибытие утром по местному времени, а вечером — 24 этюда Шопена. Никогда так не делайте!
Другое дело — поезд. Провести ночь в поезде и вечером сыграть концерт — дело уже, можно сказать, привычное. Артист должен уметь спать где угодно. Другой вопрос, что не всегда получается. Но должен же!
В график дня концерта может быть добавлено что угодно. Утренний переезд из одного города в соседний. Мастер-классы с детьми и студентами. Встреча с прессой, интервью. Встреча с местным руководством. Жюри некоего конкурса. Экскурсия по местным достопримечательностям. Собственные занятия совсем другой программой, которую надо срочно учить для ближайших концертов. Какие-то неотменяемые официальные мероприятия.
Давно замечаю, что, когда весь день проведёшь, бережно неся себя как наполненный до краёв сосуд, волнение может усиливаться. А вот когда день забит посторонними вещами, на него не остаётся места в голове. Выхожу на сцену уставшая, но зато совершенно спокойная. И ещё неизвестно, какой из концертов будет удачнее. Это вообще непредсказуемая вещь.
Бывает так, что скапливается лишняя энергия. И она трансформируется либо в волнение, либо в эмоциональные перехлёсты. Когда-то в юности мне даже говорили: «Когда ты играешь уставшая, получается всё в нужную меру». Сейчас я уже научилась справляться с количеством энергии, умею это регулировать.
Бывает и так, что прямо перед концертом вдруг случается какая-то неприятность, расстройство. Тогда выходишь и играешь на чистом профессионализме: публике не положено знать, что внутри у тебя Бахчисарайский фонтан. Люди пришли слушать музыку, а не смотреть на расстроенную артистку. Так же как и на нервничающую, скованную внутренними переживаниями. Эта мысль всегда должна быть в голове, когда кажется, что волнение поглощает все остальные эмоции. Выходя на сцену, всё житейское оставляешь за кулисами. Этому нас учили с самого детства. Так же как и «играть, что бы ни случилось». Эта установка помогает нам не пугаться внезапных звуков в зале, продолжать играть, если погас свет и так далее. Только однажды мы с нашим трио остановили концерт: когда на крыше зала вдруг… заработал перфоратор и перекрыл наши звуки.
Однажды меня прямо перед концертом очень сильно разозлили. Очень. Я вышла на сцену одновременно разъярённая, раздосадованная и злая. Это было одно из лучших выступлений того сезона.
День концерта многообразен, как сама жизнь. Но что бы ни происходило, концерт никогда не становится в череду разных житейских дел. Он всегда в нашем сознании главное событие. Так мы устроены: всё подчинено самому главному делу нашей жизни. Остальное не так уж важно, в конце концов.

Последние выпуски программы

Плохие рояли

Большая радость, когда на сцене тебя ждёт прекрасный инструмент — и тогда пианист и рояль вступают в сотрудничество, приносящее красивые плоды. Но бывает и иначе.

Я не люблю заниматься, или Ода лени

Мои близкие слушают мои интервью, и, конечно, выпуски «Дневника пианистки». И недавно высказали мне упрёк. Мол, зачем ты так часто говоришь, что не любишь заниматься? Ну ладно, тебе самой не стыдно в этом признаваться — это отдельный большой к тебе вопрос. Но ведь это всё слышат, например, дети!

Моя камерная музыка

Мой первый в жизни ансамбль сложился тогда, когда я была дошкольницей и ещё не очень осознавала себя. Это была игра на двух роялях, мой партнёр был ненамного постарше. Однако мы с нашим маленьким номером даже выступили на сцене Большого зала консерватории.