День концерта: реальность

Выпуск 47
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Про идеальный день концерта я уже рассказывала. А в реальности он может выглядеть практически как угодно. Неизменным в нём останется только одно — сам концерт.
Начну с того, что день концерта может начаться в одном городе, а сам концерт может состояться совсем в другом. Я стараюсь избегать перелётов в день концерта, но получается не всегда. Мой рекорд — ночной перелёт в Петропавловск-Камчатский, прибытие утром по местному времени, а вечером — 24 этюда Шопена. Никогда так не делайте!
Другое дело — поезд. Провести ночь в поезде и вечером сыграть концерт — дело уже, можно сказать, привычное. Артист должен уметь спать где угодно. Другой вопрос, что не всегда получается. Но должен же!
В график дня концерта может быть добавлено что угодно. Утренний переезд из одного города в соседний. Мастер-классы с детьми и студентами. Встреча с прессой, интервью. Встреча с местным руководством. Жюри некоего конкурса. Экскурсия по местным достопримечательностям. Собственные занятия совсем другой программой, которую надо срочно учить для ближайших концертов. Какие-то неотменяемые официальные мероприятия.
Давно замечаю, что, когда весь день проведёшь, бережно неся себя как наполненный до краёв сосуд, волнение может усиливаться. А вот когда день забит посторонними вещами, на него не остаётся места в голове. Выхожу на сцену уставшая, но зато совершенно спокойная. И ещё неизвестно, какой из концертов будет удачнее. Это вообще непредсказуемая вещь.
Бывает так, что скапливается лишняя энергия. И она трансформируется либо в волнение, либо в эмоциональные перехлёсты. Когда-то в юности мне даже говорили: «Когда ты играешь уставшая, получается всё в нужную меру». Сейчас я уже научилась справляться с количеством энергии, умею это регулировать.
Бывает и так, что прямо перед концертом вдруг случается какая-то неприятность, расстройство. Тогда выходишь и играешь на чистом профессионализме: публике не положено знать, что внутри у тебя Бахчисарайский фонтан. Люди пришли слушать музыку, а не смотреть на расстроенную артистку. Так же как и на нервничающую, скованную внутренними переживаниями. Эта мысль всегда должна быть в голове, когда кажется, что волнение поглощает все остальные эмоции. Выходя на сцену, всё житейское оставляешь за кулисами. Этому нас учили с самого детства. Так же как и «играть, что бы ни случилось». Эта установка помогает нам не пугаться внезапных звуков в зале, продолжать играть, если погас свет и так далее. Только однажды мы с нашим трио остановили концерт: когда на крыше зала вдруг… заработал перфоратор и перекрыл наши звуки.
Однажды меня прямо перед концертом очень сильно разозлили. Очень. Я вышла на сцену одновременно разъярённая, раздосадованная и злая. Это было одно из лучших выступлений того сезона.
День концерта многообразен, как сама жизнь. Но что бы ни происходило, концерт никогда не становится в череду разных житейских дел. Он всегда в нашем сознании главное событие. Так мы устроены: всё подчинено самому главному делу нашей жизни. Остальное не так уж важно, в конце концов.

Последние выпуски программы

О каденциях

Когда мы играем концерты, написанные венскими классиками — то есть концерты Гайдна, Моцарта, Бетховена — в них, как правило, нам встречаются каденции.

Если хочешь быть здоров

Игра на рояле — это активные физические действия.

Откуда мы родом

Откуда мы родом? В данном случае мы — это русские пианисты, а откуда — это вопрос, где наши корни, кто наши музыкальные родители и более отдаленные предки. Ведь в нашем деле все родственные связи очень похожи на семейные: учитель нам как отец или мать, ученики одного педагога друг другу братья и сестры.

Поиск по сайту